arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Более того, подростку иногда легче показать свою эмоцию, чувство, проиграть их вслед за персонажем, чем пространно излагать их словами. Как писал исследователь медиапедагогики Ю.Н. Усов, «преподавая искусство, восприятие которого опирается на образно-пространственный, невербальный тип мышления, мы … совершенствуем принципиально противоположный художественному восприятию тип мышления - абстрактно-логический, вербальный. … Отсюда рационализм, логизирование, подмена эстетического анализа социологическим» (159, 4).

Далее, если материал спектакля позволяет это сделать, можно актуализировать компенсаторные функции спектакля и обратиться к обсуждению блока вопросов, касающихся общения. Причем в данном случае имеется в виду общение и в качестве взаимоотношений персонажей на сцене, и в качестве того диалога, который, осознавая либо не осознавая этого, ведет подросток со сценой.

В этой части обсуждения надо стараться ставить вопросы не «в лоб», а достаточно общо, чтобы привыкший чувствовать себя уязвимым подросток имел возможность маневра. Например, можно спросить о том, были ли в спектакле такие герои, с которыми подростку хотелось бы встретиться в жизни, или, может быть, напротив, во время спектакля он не мог отделаться от ощущения, что где-то он их уже встречал. Или о том, были ли в спектакле такие моменты, когда когда ему было стыдно за поведение героев или поведение героев его удивило и т.д. Можно спросить и о том, заметил ли он какие-то изменения в отношениях героев во время спектакля и о том, менялось ли во время спектакля его отношение к героям и т.д.

Исследуя блок «общение» педагог вплотную подводит подростков к образной системе спектакля, дает возможность проанализировать характеры героев и их собственное отношение к ним, не пугая необходимостью такого анализа и сохраняя образы героев живыми.

Далее в методике «безоценочного интервью» его авторы и практики советуют переходить к игровому блоку обсуждения спектакля, который предполагает уже непосредственное исследование художественного языка спектакля при помощи игровых приемов.

На данном этапе обсуждения подросткам можно предложить вспомнить и показать, как актеры на сцене изображали ту или иную эмоцию или чувство. Далее предложить самим придумать способ изображения этих эмоций и чувств, показать их, а после подумать, какие из их вариантов могли бы войти в обсуждаемый спектакль, а какие нет. Можно предложить подросткам озвучить мысли того персонажа, который в какой-либо сцене или вообще практически на протяжении всего спектакля (как Мужик в спектакле «Мертвые души») молчит или предложить представить себе и разыграть диалог, который произошел между персонажами, когда они вышли за пределы сцены, в другую комнату и т.д. Важно при этом, чтобы подростки мотивировали свои ответы.

Во время выполнения подобных заданий необходимо обсуждать, что у кого получается более похоже, убедительно, изобретательно, интересно.

Далее в обсуждении целесообразно предложить конструктивные задания по принципу негативного текста. Причем исследовать таким образом синтетическую природу театрального образа. Попросить ребят предположить, как и что изменилось бы в спектакле, если бы в нем, например, не было бы музыки, костюмов, декораций, какой-либо значимой детали и т.д.

Для развития качеств зрителя-сотворца необходимо дать подростку возможность предложить свой вариант художественного решения спектакля. Предложить ему поразмышлять на тему того, чтобы он сделал, будь он режиссером спектакля, художником, композитором, артистом и т.д.

Если обсуждение проводится с младшими подростками и спектакль отличается открытым использованием игровых приемов, более активно разрабатывается игровой блок, если со старшими подростками и спектакль построен на глубокой психологической проработке образов, большее внимание уделяется блоку общения.

Подобное обсуждение, как показывает наш опыт и опыт московских коллег, наиболее эффективно в группе подростков, состоящей примерно из 12 человек.

Обсуждение может проводится либо сразу после просмотра спектакля в театре, либо (желательно в ближайший день после просмотра) в школе.



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz