|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
В 1970-е годы обостряется интерес к истории
детского театрального движения. НИИХВ и ВТО совместно и по отдельности издают
целый ряд книг на эту тему. В 1970 году выходит фундаментальное исследование
В.Н. Дмитриевского «Театр юных поколений», отразившее историю первого детско-юношеского
театра – Ленинградского ТЮЗа с 1918 года его основания и по 1972 год издания
книги. В этот же год выходит в свет совместный сборник «Театр и школа» с
обзорно-исторической статьей А.Н. Гозенпуд «Год рождения - 1918», в 1971
году издается монография Л.Г. Шпет «Советский театр для детей». В конце
1970-х, в 1979 году появляется книга об основателе Ленинградского ТЮЗа А.
А. Брянцеве, где немало внимания уделяется его педагогической работе с беспризорниками.
В целом за эти годы опубликованы книги, рассказывающие о творчестве многих
деятелей детско-юношеского театра, сборники, автобиографии, исследования:
«Страницы моей жизни» Н.И. Сац, сборник «П. Гайдебуров», «Театр и подросток»
Ю.И. Рубиной, сборник «Наш театр» и многие другие.
В 1983 году выходит методическая книга, подготовленная лабораторией театра НИИХВ и нацеленная на приобщение к искусству профессионального детско-юношеского театра школьников, занимающихся театральной самодеятельностью, - «Театральная самодеятельность школьников». Авторы книги четко придерживаются концепции, что главное назначение активно развивающегося в 1970-е - начало 1980-х годов детского любительского театра - воспитывать зрителя[2]. Они опираются на разработки 1920-х годов, цитируют сподвижника А.А. Брянцева, видного педагога начала ХХ века Н.Н. Бахтина, серьезно относятся к игре, как к основной развивающей деятельности в педагогике. На рубеже 1970-х - 1980-х годов на фоне возврата к изучению возрастной психологии практически после полувекового его перерыва в театрально-педагогической среде с новой силой зазвучали призывы ориентироваться в театральном искусстве на детские интересы и потребности. Но исследования зрительской аудитории тех лет неизменно подтверждали: как только взрослые присаживаются на корточки и начинают сюсюкать, - детям становится скучно. На рубеже 1970-х - 1980-х годов у части деятелей детско-юношеского театра четко определилась позиция: детям интересны только те спектакли, которые волнуют и самих взрослых (как создателей спектакля - взрослых артистов и режиссеров, так и родителей, мам и пап, приводящих своих детей в театр). Известно, что при создании детско-юношеского театра в начале XX века как его создатели, так и наблюдатели-театроведы не раз высказывали свои пророчества-опасения о том, что профессиональные актеры и профессиональные театры не захотят навсегда связывать свою судьбу с детским зрителем, который ограничивает и репертуар, и возможности раскрытия актерского и режиссерского таланта (см. 168; 14-15). Активная деятельница детского театра той поры, Г. Паскар писала: «Я постигла трагическую сущность детского театра именно в данной области. (...) Актера для ребенка-зрителя еще нет, и ребенок-зритель недостаточная пища для творческой фантазии актера, нуждающегося в атмосфере взрослого зрителя. Ребенок-зритель не пьянит его фантазии, ребенок-зритель создает ряд рамок, ограничивающих его, отравленного ядом успеха у взрослого зрителя» (цит. по: 168; 50-51). Вероятно, решение этой проблемы, на протяжении всей истории детско-юношеского театра мучавшей его творцов, если и было найдено, то именно на рубеже 1970-1980-х годов. Одним из первых о необходимости честного и искреннего взрослого интереса к своему созданию заговорил на рубеже 1970-1980-х годов режиссер рижского ТЮЗа А.Я. Шапиро. Он ставил серьезную и сложную, самую разнообразную литературу: Клейста, Ибсена, Брехта, Окуджаву, Васильева и т. д., - и неизменно находил живой отклик в юношеской аудитории[3]. [2] Эта идея, возникавшая ранее как в самодеятельной, так и в профессиональной театральной среде, концептуальное и научное обоснование впервые получила в данной книге. Важна для нас эта идея в свете предпринятого в работе далее обзора взаимодействия театра и современной российской школы. [3] Личный архив автора. Записи бесед с заведующей отделом детских театров СТД РФ О.Л. Глазуновой и методистом МИОО А.Б. Никитиной. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||