arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Главный режиссер Ярославского ТЮЗа А.С.Кузин в одном из своих интервью так охарактеризовал «самый сложный в зрительском отношении» возраст подростка: «Это возраст, когда ребята уже не хотят откликаться на любой театральный импульс, но еще и не в состоянии интеллектуально соответствовать духовным и эстетическим идеям театра. Возраст, когда в сознании ребят особенно силен сформированный массовой культурой «стадный» инстинкт». (206; 53)

Во времена А.А. Брянцева и Н.Н. Бахтина были придуманы дежурства учителей и школьников-добровольцев на спектаклях, когда дежурные имели право за свою помощь театру бесплатно посещать его спектакли. Впоследствии эти люди входили в «учительский совет театра» и «делегатское собрание». По замыслу тех, кто устанавливал эти дежурства, представители «делегатского собрания» рассаживались на свободные места по всему залу и самим фактом своей заинтересованности уже должны были воздействовать на сидящих рядом ровесников, а в случае необходимости и делать им замечания.

Современных школьников в наше прагматичное время достаточно сложно объединить высокой идеей поклонения искусству и сподвигнуть на дежурства в зрительном зале. Мы не берем в расчет предлагаемую сегодня учителями помощь добровольно-принудительной организации подобных дежурств, так как в данном случае искажается сама идея, по которой, как это было указано выше, школьники должны быть прежде всего сами заинтересованы театром и воздействовать на соседей по зрительным креслам личным примером.

Таким образом, в 20-е годы XX века были предприняты первые попытки организации смешанного зала, о необходимости формирования которого деятели детско-юношеского театра в полный голос заговорили в середине 80-х годов прошлого века.

На страницах театральной прессы того времени не раз отмечалось и подчеркивалось, что подросток в смешанном зале, рядом с родителями и другими взрослыми зрителями, реагирует на спектакль иначе и способен воспринимать его гораздо глубже, вступать с ним в личный контакт (18; 17).

В практическом плане данное наблюдение воплотилось в качестве предложенной в те годы и актуальной до сих пор альтернативы «культпоходам». Смысл этой альтернативы заключается в том, что театр оставил за собой право пускать на один спектакль не более пяти человек из одного класса. Если же на спектакль допускается весь класс, то его рассаживают по всему зрительному залу.

Сегодня подобную практику широко и успешно применяют в столице, в частности в РАМТе. В Ярославле данная практика, безусловно, эффективная с педагогической точки зрения, но невыгодная с экономической в силу потерь в численности юных зрителей при любом из двух вариантов (учителя, не желающие рассаживать свой класс по залу, иногда и вовсе отказываются от посещения театра), оказалась неприемлемой для администрации ТЮЗа.

В очередной раз конфликт, при котором «… идейно-воспитательная функция театра и производственно-финансовые задачи театрально-зрелищного предприятия … оказались взаимопротиворечащими» (4; 16), был разрешен в ущерб первой и в пользу вторых.

Крайним выражением отказа театра от позитивного опыта организации зрительного зала является заполнение зала учащимися даже не целых классов («культпоход»), а целой школы. Причем, в данном случае в силу значительной вместительности (750 мест) большого зрительного зала его заполняют без учета возрастного адреса спектакля учениками, начиная с младших классов и заканчивая старшими.



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz