|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Спектакль способен выявить те противоречия,
тот внутренний разлом, который до этого был закамуфлирован и для самого
подростка, не выходил на сознательный уровень. Как отметил в одном из интервью
А.С. Кузин, «педагог театра - это обязательно еще и психолог» (219; 7) и,
обсуждая с подростками спектакль, педагог должен быть готов к подобным противоречиям
оценок и поведения подростков.
Подросток, зачастую не готовый к самостоятельному анализу, склонен присваивать чужие установки и ориентации. А это в случае общения с искусством, в частности с театральным, которое требует от человека прежде всего личной включенности, особенно порочно и непродуктивно. Причем, психологами не раз отмечалось, что девочки в подростковый период более конформны, мальчики же, склоны к самостоятельному анализу и поиску. Поэтому некоторые методисты для выяснения подлинных первооснов личностного восприятия спектакля в подростковой аудитории советуют опираться на мальчиков: «Девочки красиво и настойчиво будут предлагать вам вместо собственного восприятия то видение, которое, как им кажется, было бы приятно услышать Вам. … Мальчики же будут сквозь социальные штампы продираться к личностному восприятию» (102; 39). Таким образом, в контексте данных рассуждений задача педагога, организующего обсуждение, помочь подросткам разобраться в их собственных ощущениях и впечатлениях, сформировать у подростков доверие к себе как к зрителям, снять страх перед непониманием спектакля, который часто блокирует восприятие и превращает общение с искусством в муку вместо удовольствия. Так в представлениях одной из учениц 8 класса «театр - это раздевалка, потом лестница, потом сидишь два акта - мучаешься», и далее «классику я вообще плохо переношу. Сидишь вот и ждешь, господи, когда это кончится!». Если подросток априори не отвергает, как в данном случае, возможность сколько-нибудь интересного общения с произведением искусства, то зачастую воспитанный в нормативной, негибкой, унифицированной системе школьных требований и, как отмечалось выше ориентирующийся на взрослые референтные группы, считает, что есть некий единый смысл произведения искусства, который ему необходимо понять. И если по окончании просмотра спектакля вместо этого единого и совершенно ясного смысла у него в сознании роится толпа смутных и неоднозначных образов, подросток приходит в панику. Он начинает подозревать, что либо с ним самим что-то не так, и тогда замыкается и закрывается для общения, либо что-то не так со спектаклем, и тогда он бравурно начинает критиковать «плохо танцующих и поющих артистов», «мешающую просмотру музыку», «не вовремя захлопнувшиеся декорации», «непонятный паровоз вместо гоголевской повозки» и т.д. Кстати, зачастую и не подозревая, что гоголевская повозка не менее неоднозначна и загадочна. Педагогу в этой ситуации необходимо играя и незаметно для самих подростков убедить их в том, что именно такое состояние скорее свидетельствует о том, что все в порядке и с ними, как со зрителями и со спектаклем. Так как искусство говорит с подростками неоднозначным языком художественных образов, и задача педагога, организующего обсуждение, заключается не в том, чтобы свести всю гамму восприятия к однозначности (это неминуемо его обеднит), а в том, чтобы проявить пленку его собственного подросткового видения, выявить наиболее яркие и личностно значимые образы в общем сумбуре и какофонии образов, роящихся в сознании подростка после просмотра спектакля. Как говорил В.И. Немирович-Данченко, спектакль «дозревает» дома, прорастает в зрителя, после того, как тот уходит со спектакля. Если подросток сумел погрузиться в мир образов спектакля, затеять с ними диалог, он будет возвращаться к ним в самых разных ситуациях своей жизни: находить аргументы для спора, подсказку для восприятия других произведений искусства, материал для самоанализа и собственного творчества. Однако в случае подросткового восприятия и «последействия» спектакля на подростка события зачастую развиваются с точностью до наоборот: смутность и неясность возникших образов пугают подростка, обогащают его коллекцию страхов и негативных эмоций, блокируют желание предпринять новые попытки освоения мира искусства, отталкивает от дальнейших попыток анализа и эмоционального включения. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||