|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Принимая в качестве научного посыла заявленную
в диссертационном исследовании А.С. Кузина идею, основанную на идеях трансакционного
анализа и «пластичного возраста» Э. Берна и подразумевающую экстраполяцию
в сферу театральной педагогики психолого-педагогических принципов подхода
к ребенку как к модели творческой личности (83; 71-73), мы определили взаимосвязь
в спектаклях Ярославского ТЮЗа между решением мастером педагогических задач
со студентами и тем педагогическим эффектом воздействия, оказывающим спектаклем,
в котором заняты студенты, на зрителя.
Спектакли Ярославского ТЮЗа, в которых еще во время обучения в театральном ВУЗе были заняты студенты трех ярославских курсов мастера: «Датская история» (по пьесе А. Шапиро по сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» в постановке А.С. Кузина), «Остров сокровищ» (по пьесе М. Рощина по мотивам одноименного произведения Л.Р. Стивенсона; постановка А.С. Кузина) и «Принцесса Кру» (по пьесе В. Ольшанского по повести Ф. Бернет «Маленькая принцесса»; постановка Р. Гуревича) - актуализируют посредством «хорового героя» - студентов в качестве художественной альтернативы «массы» и «человека массы» современной массовой культуры традиционную более гуманную и укорененную в народной культуре хоровую эстетику. Данная эстетика так же, как современный инвариант массовой культуры, основана на реализации архетипов коллективного бессознательного. Способна как при непосредственном участии детей в отмеченных ею «хоровых» обрядах в Древности (от славянских хоровых игр до состязания хоров эфебов на праздниках Диониса в Древней Греции), так и при восприятии ее со сцены сегодня выполнять компенсаторную функцию адаптации и коммуникации, о необходимости которой писал еще К.Г. Юнг (привожу по: 58; 144). В силу того, что в них задействованы как молодые, начинающие артисты-студенты, так и более старшие и опытные большей или в меньшей степени решает отмечаемую исследователями в качестве самой актуальной для подросткового зрителя проблему взаимоотношений взрослого и детского миров (89; 208). Отражение в спектаклях, адресованных подросткам, данной проблематики способствует, в свою очередь, внешней и внутренней вторичной, социализации подростка (см. там же). Исходя из обозначенной выше концепции А.С. Кузина в парадигме учебно-художественной деятельности актеров-студентов работа над спектаклем, адресованным детям и подросткам, соответственно сменяется спектаклем, адресованным взрослой публике. Последний в отличие от таких характеристик спектакля, адресованного детям и подросткам, как непосредственноть, музыкально-пластичное и целостное образное отражение мира, приобретает качества интеллектуальной глубины и многозначности, отличается продуманностью, мастерством и целостностью в создании художественного образа. Таковы дипломные спектакли в постановке А.С. Кузина завершающего этапа обучения студентов двух ярославских курсов мастера: «Чайка по имени Джонатан» и «Ромео и Джульетта» (по пьесе У. Шекспира) – для первого курса и «Последние» (по пьесе М. Горького), «Мурлин Мурло» (по пьесе Н. Коляды), «Панночка» (по пьесе Н. Садур) – для второго. (Третий курс пока находится на начальной стадии обучения). В силу обозначенной нами аналитической тенденции при создании спектаклей для взрослой публики на первый план, на наш взгляд, выходит вопрос об их содержательной составляющей. Точно также как драматургический материал, его качество и проблематика, воздействует на работающих над ним молодых артистов, развивая их когнитивные интенции (84; 56), он оказывает педагогическое воздействие на зрителя. Причем педагогический эффект этого воздействия, по замечанию известного театроведа В.Н. Дмитриевского, зависит от наличия в нем «сплава» общественно-актуальных проблем и общечеловеческих ценностей» (44; 72) дипломные спектакли двух ярославских курсов А.С. Кузина можно классифицировать по доминированию в них того или иного начала. Так, в спектаклях «Чайка по имени Джонатан» и «Мурлин Мурло» доминирует общественно-актуальная проблематика, в «Ромео и Джульетте» актуализируются, прежде всего, общечеловеческие ценности. Спектакль «Последние», на наш взгляд, пропорционально совмещает и то и другое начала. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||