|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Однако уже в то время относительно сотрудничества
со школой деятели театра и наиболее чуткая общественность высказывали некоторые
опасения: «Хотелось бы, чтобы искусство в сожительстве с педагогикой не
оказалось бы под башмаком этой немного педантичной дамы» (С. Радлов, цит.
по: 45; 74).
Подобные опасения высказывала в периодической печати того времени и Л.Г. Шпет: «Искусству театра для детей грозит опасность превращения в педологический эксперимент или в прием голого педологического воздействия. Педологические данные и педологические предпосылки могут служить лишь коррективами к творческому процессу драматурга, режиссера, актера, художника, а не обоснованием их творческого метода… Театр для детей есть прежде всего театр с присущей ему системой художественных средств и приемов, они должны быть мобилизованы во всей их полноте, чтобы сделать театральное зрелище для детей подлинно художественным» (цит. по: 45; 75). А.А. Брянцев, вступая в полемику со школьными учителями и утверждая педагогическое назначение детско-юношеского театра, педагогику понимал достаточно широко. «Истинное искусство всегда педагогично» - говорил он и далее подчеркивал: «ТЮЗ прежде всего должен остаться театром, а его спектакли произведениями актерского искусства, способными зажечь в юных зрителях подлинную театральную радость, способными творчески оплодотворить их юную фантазию» (19; 102). Конец 1920-х и 1930-е годы круто изменили картину всей культурной жизни страны. На смену относительной свободе творческого поиска и интеграции разных художественных идей и систем пришла жесткая регламентированность и разграниченность культурной жизни страны. Отразились эти изменения и на деятельности детско-юношеского театра. Более того, реформа школы, проведенная по указу И.В. Сталина в 1935 году, упразднила опытно-экспериментальные площадки в школах и унифицировала весь учебный процесс. Все методы комплексного эстетического воспитания, включая планомерную работу по приобщению детей к искусству театра и драматизацию в процессе преподавания школьных предметов, были осуждены, как извращения в педагогике. Все социально-психологические концепции всестороннего развития личности ребенка были объявлены буржуазными и лженаучными. Таким образом, задуманные его основателями воспитательные задачи детско-юношеского театра сменились социальными – идеологическими и агитационными. В 1930-е годы тюзовское подчиненное задачам идеологической «обработке» советских детей движение приобретает значительные масштабы. Детско-юношеский театр стал «государственной музой». Оттепель 1950-60-х годов отмечена очередным возвратом к проблеме воспитания юного зрителя. В это время в детско-юношеском театре появилась драматургия В. Розова, А. Арбузова, в детско-юношеский театр пришли такие режиссеры, как А. Эфрос, Г. Товстоногов, М. Кнебель. В то время вновь активизировалась работа педагогических частей детско-юношеских театров, был создан институт художественного воспитания с театральным отделом. Заведующие педагогических частей многих ТЮЗов: Ленинградского, Саратовского, ЦДТ и др. проводили обширные исследования реакций зрительного зала, устраивали регулярные встречи актеров и режиссеров театра со школьной аудиторией. В 1970-е годы НИИХВ вновь начинает активно работать на школьных экспериментальных площадках: разрабатывает методики эстетического воспитания детей средствами театрального искусства, возвращается к разработке концепции 1920-х годов личностного развития ребенка средствами театра. Между НИИХВ и Всероссийским Театральным Обществом (ВТО) возникает тесное сотрудничество на почве общей идеи - необходимости воспитания зрительской культуры. К работе по «подготовке талантливого зрителя» активно подключаются ТЮЗы и кукольные театры страны. Сотрудники педагогических частей профессиональных детско-юношеских театров становятся в 1970-е годы признанными лидерами детской театральной педагогики. При театрах расцветает, прежде всего, клубная работа: активно функционируют «делегатские собрания», устраиваются обсуждения спектаклей, выпуски стенной детской театральной печати, встречи детей с театральными работниками, беседы о театральной культуре и т. д. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||