|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Задачи детского театрализованного праздника
разнообразны. В силу того, что школьный праздник адресован одновременно
разной аудитории: детям, учителям, родителям, начальству различных уровней
управления. Для всех этих категорий он выполняет развлекательную функцию.
Более того, детей - участников и зрителей - праздник всегда воспитывает:
приобщает к ценностям национальной или мировой культуры, к моральным и этическим
нормам общества и школы, в которых они живут и учатся. В то же время, известно,
что для учителей и учеников театрализованный праздник способен выполнять
карнавальные функции: объединять, преодолевать творческим выплеском жесткую
регламентированность будничной школьной жизни. Для родителей и начальства
театрализованный праздник традиционно выполняет роль своеобразного отчета.
В российской недавней исторической ретроспективе и зачастую в современной практике последняя функция поглощает все остальные. При этом, разумеется, подавляются творческие способности учащихся, образуется разрыв между детским и взрослым миром, накапливаются негативные переживания и воспитываются негативные личностные качества. Более того, с точки зрения интересующей нас проблемы приобщения школьников к искусству профессионального театра, такие праздники отрицательно влияют на эстетическое воспитание учащихся, нарушают контакт с миром искусства и с миром театра в первую очередь. Когда импровизационное начало, органически присущее празднично-карнавальной культуре, заменяется жестко регламентированной постановкой, школьники подсознательно, автоматически привыкают относиться к сценическому действу как ко лжи, «показухе»[9]. Более того, чтобы обеспечить участие школьников в подобных мероприятиях, их организаторы, как правило, сулят школьникам какие-либо блага (высокие отметки, освобождение от учебы и т.д.) То есть, изначально отношение к искусству определяется потребительским торгом, а не глубиной личного художественного впечатления и стремлением к творческому самовыражению. На действии этого же, потребительского, механизма нередко основаны и посещения классами профессионального театра. Учитель ведет своих учеников на постановку классической пьесы, мотивируя этот «культпоход» образовательной пользой: «Хотя бы сюжет будут знать». Такое потребительское отношение к искусству в целом характерно для массовой культуры (см. 58; 143) и воспитывает, таким образом, из школьников ее потенциальных пассивных потребителей. Соответственно школьный праздник может играть очень существенную положительную роль в личностном, и в частности эстетическом, развитии школьника. Но это может происходить в том случае, когда творческие задачи превалируют над административными (ради отчета и «галочки»). В отечественной педагогике разработано немало таких методик создания «коллективных творческих дел». В 70-ые годы над этими методиками работали специалисты НИИХВ, Института педагогической психологии и других профильных учреждений. Школьный театр. Школьный театр родственен Школьному празднику. Многие века они развивались неотрывно друг от друга, но определенная разница стала очевидна еще в XIX веке. В подготовке и проведении школьного театрализованного праздника в идеале принимают участие все дети класса, параллели или школы (в зависимости от масштабов и целей действа). В реальности праздник создается чаще всего инициативной группой, собранной специально по этому случаю. Школьный праздник близок обрядовым формам культуры, где нет четкого деления на актеров и зрителей, тем более нет постоянной труппы. А Школьный театр - сообщество более или менее постоянное. В реальной школьной практике ядро театральной труппы часто бывает одновременно и инициативной группой создания праздников. [9] Личный архив автора. Запись беседы с одним из ярославских школьников. Май 2003 г. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||