arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Задачи детского театрализованного праздника разнообразны. В силу того, что школьный праздник адресован одновременно разной аудитории: детям, учителям, родителям, начальству различных уровней управления. Для всех этих категорий он выполняет развлекательную функцию. Более того, детей - участников и зрителей - праздник всегда воспитывает: приобщает к ценностям национальной или мировой культуры, к моральным и этическим нормам общества и школы, в которых они живут и учатся. В то же время, известно, что для учителей и учеников театрализованный праздник способен выполнять карнавальные функции: объединять, преодолевать творческим выплеском жесткую регламентированность будничной школьной жизни. Для родителей и начальства театрализованный праздник традиционно выполняет роль своеобразного отчета.

В российской недавней исторической ретроспективе и зачастую в современной практике последняя функция поглощает все остальные. При этом, разумеется, подавляются творческие способности учащихся, образуется разрыв между детским и взрослым миром, накапливаются негативные переживания и воспитываются негативные личностные качества. Более того, с точки зрения интересующей нас проблемы приобщения школьников к искусству профессионального театра, такие праздники отрицательно влияют на эстетическое воспитание учащихся, нарушают контакт с миром искусства и с миром театра в первую очередь.

Когда импровизационное начало, органически присущее празднично-карнавальной культуре, заменяется жестко регламентированной постановкой, школьники подсознательно, автоматически привыкают относиться к сценическому действу как ко лжи, «показухе»[9].

Более того, чтобы обеспечить участие школьников в подобных мероприятиях, их организаторы, как правило, сулят школьникам какие-либо блага (высокие отметки, освобождение от учебы и т.д.) То есть, изначально отношение к искусству определяется потребительским торгом, а не глубиной личного художественного впечатления и стремлением к творческому самовыражению. На действии этого же, потребительского, механизма нередко основаны и посещения классами профессионального театра. Учитель ведет своих учеников на постановку классической пьесы, мотивируя этот «культпоход» образовательной пользой: «Хотя бы сюжет будут знать». Такое потребительское отношение к искусству в целом характерно для массовой культуры (см. 58; 143) и воспитывает, таким образом, из школьников ее потенциальных пассивных потребителей.

Соответственно школьный праздник может играть очень существенную положительную роль в личностном, и в частности эстетическом, развитии школьника. Но это может происходить в том случае, когда творческие задачи превалируют над административными (ради отчета и «галочки»).

В отечественной педагогике разработано немало таких методик создания «коллективных творческих дел». В 70-ые годы над этими методиками работали специалисты НИИХВ, Института педагогической психологии и других профильных учреждений.

Школьный театр. Школьный театр родственен Школьному празднику. Многие века они развивались неотрывно друг от друга, но определенная разница стала очевидна еще в XIX веке. В подготовке и проведении школьного театрализованного праздника в идеале принимают участие все дети класса, параллели или школы (в зависимости от масштабов и целей действа). В реальности праздник создается чаще всего инициативной группой, собранной специально по этому случаю. Школьный праздник близок обрядовым формам культуры, где нет четкого деления на актеров и зрителей, тем более нет постоянной труппы. А Школьный театр - сообщество более или менее постоянное. В реальной школьной практике ядро театральной труппы часто бывает одновременно и инициативной группой создания праздников.


[9] Личный архив автора. Запись беседы с одним из ярославских школьников. Май 2003 г.


диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz