|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
2.2. Программы воспитания зрительской культуры
учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных
предметов
Программы, которые появились и продолжают появляться в последние годы в России, возникают не на пустом месте, а являются отражением определенных процессов и обобщением определенного опыта. В интересующем нас аспекте интересен опыт Самарского Педагогического Университета, где в 1994 году был создан курс для преподавателей предметов «Театр» и «Мировая Художественная Культура» в школе. В 1999 и 2000 году были выпущены два курса. Уникальными педагогами были обеспечены школы, детские сады и Центры детского творчества Самары и Самарской области. Однако из-за организационных неурядиц Университет не получил лицензии на продолжение этой образовательной деятельности. В 1994 году был начат уникальный эксперимент в г. Екатеринбурге. Здесь был создан Центр-Театр, объединивший в своей структуре детский сад и школу, где весь учебно-воспитательный процесс опирается на игровые и театральные методики. За истекшие годы Екатеринбургский Центр-Театр выпустил несколько учебно-методических пособий, а так же значительный фонд компьютерных обучающих и развивающих программ. В 1995 году на базе Екатеринбургского Центра-Театра была организована первая научно-практическая конференция «Дети - Театр - Образование» в рамках одноименной программы Министерства Образования РФ. С тех пор конференции проходят в различных городах России ежегодно. В 1997 году были открыты курсы при Московском Институте Повышения Квалификации Работников Образования (МИПКРО). Не смотря на то, что они рассчитаны всего на один учебный год (144 - 156 учебных часов), их программа наиболее разнообразна и составлена с учетом разработок виднейшего педагога, одного из лидеров детского театрального движения 20-ых годов XX века Н.Н. Бахтина. Курсы МИПКРО включают следующие дисциплины: Театр для самых маленьких, Уроки театра на уроках в школе, Режиссура в театре, где играют дети, Литературно-драматическая основа спектакля, где играют дети, Пластика, Сценическая речь, Игровые и театральные методики в изучении предметов гуманитарного цикла, Основы зрительской культуры.. На курсах преподают педагоги Московского Государственного Университета Культуры, сотрудники НИИХВ и московских театров. Опыт, накопленный учителями-практиками и учеными-теоретиками за последние десятилетия XX века, требовал осмысления, накопленные методики - письменного закрепления. С 1995 года активизировался выпуск адресованной прежде всего школьным учителям специальной литературы по воспитанию зрительской культуры учеников. Издательство «Просвещение» в 1995 году выпустило сборники программ: «Театр 1 - 11 классы» под ред. А.П. Ершовой и «Космос Театра» Т.Г. Пени. В рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" в издательстве «АО-АСПЕКТ ПРЕСС» в 1993 году вышло учебное пособие В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока». В издательстве «Авангард» учебники и учебные пособия И.А. Генераловой, А.Б. Никитиной и Е.Л. Тюхановой. В 1996 году в Екатеринбурге был выпущен двухтомник тезисов первой Всероссийской конференции «Дети - театр - образование», проводившейся совместно Министерством образования и Министерством культуры РФ, администрацией Свердловской области и Гуманитарным центром «Театр». В 2000 году был издан первый сигнальный экземпляр журнала «Мир детского театра». В 2001 году издательством «Владос» создана серия «Театр и дети», в которой за несколько месяцев вышло 4 сборника. И это только наиболее крупные работы, вышедшие за последние годы. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||