|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: 1. В отличие от ТЮЗов советской эпохи, унифицированных в своих художественных поисках и практики воспитательных функциях, каждый современный детско-юношеский театр находится, с одной стороны, в современной социокультурной парадигме, с другой стороны, в социокультурных обстоятельствах конкретного города, в соответствие с которыми определяются художественное решение спектаклей театра и ориентиры педагогической работы со зрителями. 2. Современная социокультурная «телецентрическая» и ориентированная на массовое сознание парадигма создает определенный тип молодежного зрителя, отличающийся, с одно стороны, формируемой телевидением дискретностью восприятия и поведения и «стереотипом доступности» восприятия произведений искусства, с другой стороны, такими формируемыми массовой культурой характеристиками, как «ослабление интеллектуальной деятельности, снижение уровня реакций, неспособность к умеренности и отсрочке действий, склонность к гиперэмоциональности и безудержность аффектов, непременно деятельностное выражение эмоций» (58; 145). 3. Обозначенные зрительские качества, формируемые у современной молодежи под действием телевидения и массовой культуры требуют от театра «действенного художественного поиска» (83; 178), направленного, с одной стороны, на утверждение собственных сценических законов и формирование типа восприятия отличного от уже сложившегося клипового, рекламного, PC-игрового, с другой стороны, на соответствие веяниям времени. В спектаклях, адресованных детям и подросткам в качестве альтернативы «массы» и «человека массы» современной массовой культуры театр предлагает традиционную более гуманную и укорененную в народной культуре хоровую эстетику. Данная эстетика так же, как современный инвариант массовой культуры, основана на реализации архетипов коллективного бессознательного. Способна как при непосредственном участии детей в отмеченных ею «хоровых» обрядах в Древности (от славянских хоровых игр до состязания хоров эфебов на праздниках Диониса в Древней Греции), так и при восприятии ее со сцены сегодня выполнять компенсаторную функцию адаптации и коммуникации (К.Г. Юнг) (привожу по: 58; 127). Противовесом тенденциям массовой культуры к упрощению и нивелировке личностного начала в спектаклях, адресованных старшеклассникам и студентам, выступают: камерность сценического и зрительского пространств, интеллектуальная глубина и духовная емкость образов, оригинальность сценических решений и т.д., а также карнавальное начало, которое насчитывает многовековую культурную традицию, позволяет спектаклю сохранять веер культурных смыслов и ассоциаций и при этом говорить с современным, воспитанным массовой культурой, молодым зрителем на языке – буквально – массы, карнавальной массы, выполняющей в культурной традиции те же указанные нами у хоровой эстетики компенсаторные функции. Таким образом, в отличии от массовой культуры, которая, как известно, «унифицируя и «утилизируя» вечные культурные ценности последовательно выводит человека за рамки традиционного культурного поля» (58; 141), театр взял на себя сегодня функцию, напротив, проводника, своеобразного сталкера, вводящего современного молодого человека в сферу традиционной культуры народных ее истоках и элитарных вершин. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||