|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Ярославский ТЮЗ, и как социальный институт,
и как художественный организм оказался в своеобразном «капкане», в ситуации
«захлопнувшейся воронки», когда оказались перекрыты пути привлечения в театр
новой аудитории и формирования у театра в непосредственном отклике на его
художественные поиски «своего» зрителя. Театр с точки зрения воспроизводства
зрительской аудитории оказался лишен свежих токов: «изо дня в день, из года
в год «одна и та же», только лишь хамеющая и заметно глупеющая школьная
аудитория» (замечания артистов Ярославского ТЮЗа).
Ощущения замкнутости, безысходности, отсутствия свободного воздуха – достаточно распространенные ощущения в театре за последний год. И это при том, что труппа театра за этот же последний год пополнилась девятью молодыми артистами, в нее, если прибегнуть к метафорическому обороту, произвели мощное вливание «свежей крови», безусловно, отразившееся на качестве спектаклей (анализ см. в данной главе ниже). Социологи театра отмечают, что процесс формирования подготовленной аудитории театра зависит именно от качества его спектаклей, от художественного потенциала театра (38; 95). Точно также как развитие и реализация художественного потенциала театра зависит от подготовленности зрителя (см. во введении). Однако данный механизм работает в ситуации «открытой системы», когда течению живых социальных и художественных процессов не создаются искусственные преграды. В качестве таковых, разумеется, с большей или меньшей степенью однозначности могут быть осмыслены по сути своей искусственная ситуация «культпохода» и вошедшие в систему и осознанные как необходимость действия различных сторон по ее созданию. Во-первых, одной из таких сторон, выступают школьные учителя и администраторы, во-вторых, уполномоченные и администраторы театра. Однако театр, как бинарный комплекс творческих и социальных взаимодействий сцены и зала и непосредственные участники этих взаимодействий зрители и актеры каждый со своей стороны пожинают плоды разочарований, обид, не-случившихся (именно на этом спектакле) ролей и не-полученных впечатлений. В Ярославле немало учреждений дополнительного образования: 610 школьных кружков художественного творчества, четыре дворца и дома культуры, три дворца детского творчества, 17 художественных, музыкальных школ и школ искусств. Среди них немало театральных студий. Наибольшей популярностью пользуются Брагинский «Луч» (руководитель - Н. Румянцева) и Заволжский «Лад» (руководитель - И. Мартынова). В главе «Театр и современная российская педагогика» театральная студия будет рассмотрена нами в качестве союзника театра, кроме всего прочего, воспитывающая из студийцев чутких и благодарных зрителей. Однако в общем количестве школьной аудитории театра их процент ничтожно мал. Ярославский ТЮЗ в современной социокультурной парадигме и в сфере учреждений культуры города. Социологи театра указывают, что система взаимоотношений «театр и зритель» может рассматриваться лишь в качестве части более широкой системы «искусство и публика». (87; 17). Культурная карта Ярославля отличается разнообразием и определяет собой
широкий спектр культурного предложения. Среди учреждений, активно влияющих
на культурную жизнь города, следует отметить относительно, с одной стороны,
традиционалистские Дом художника, Художественный музей, городской выставочный
зал им. Нужина и соответствующий своему названию, стремящийся быть в авангарде
культурной жизни города Центр современного искусства «Арс-Форум», с другой;
филармонию с органным залом, губернаторский академический симфонический
оркестр, привлекающие в свои залы меломанов-традиционалистов, и Джазовый
центр, ориентирующийся на художественные предпочтения современной, «продвинутой
публики»; Архитектурно-художественный музей-заповедник, Музей истории
города, презентующие публике выставки и экспозиции, посвященные в основном
истории города и области и, уникальный частный музей Д.Г. Мостославского
«Музыка и время». |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||