|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Мы не согласны с утверждением некоторых экономистов
театрального дела, что «театру невыгодно продвигать…. свой репертуар, то
есть себя как отдельную «фирму» (82; 100) и, «польза для любого театра заключается
в том, чтобы люди вообще ходили в театр» (курсив наш) (там же). Подобное
суждение в интервью газете «Северный край» высказывала и директор Ярославского
ТЮЗА Н.Н. Прокина: «И стоит ли вообще делить театральную аудиторию? Если
они любят театр, то сегодня пойдут в Волковский, завтра – в камерный, а
послезавтра – к нам» (187; 2).
На наш взгляд, такая, крайне пассивная и выжидательная позиция противопоказана театру в современных социокультурных обстоятельствах. Современному театру необходимо прежде всего самому осознать и определить адресат своего творчества, дающего возможности для продуктивного художественного и социокультурного диалога. В соответствие с определенным адресатом театру необходимо, во-первых, создание «марки» театра, включающее изменение устаревшего названия-аббревиатуры, выработку своего стиля визуального оформления афиш, программок, буклетов, разработка системы рекламы и пропаганды художественной практики театра и т.д.; во-вторых, определение театром своей социокультурной программы, в основу которой должна быть положена нетривиальная современная идея, направленная на активизацию или реанимацию диалога театра и его молодежного зрителя. Прежде, чем предложить свои варианты возможного решения обозначенных задач, мы хотели бы рассмотреть два на данном этапе, на наш взгляд, важных фактора вхождения театра в информационное пространство современного города: расположение и внешний облик здания театра и работа местных СМИ. Театр и архитектурная городская среда. Известно, что целостный образ театра в сознании горожан зачастую ассоциируется не только с конкретным театральным коллективом и с результатами его творчества, сколько со зданием, в котором этому коллективу довелось творить. В динамическом море зыбких, меняющихся и сменяющих друг друга образов спектаклей образ здания театра - зримая константа. Здание коварно творит миф театра, согласуясь с творческими устремлениями своих обитателей или действуя вразрез с ними. А иногда здание может своенравно заявить о своей автономной от творческих перипетий театра жизни и для части горожан на время или раз и навсегда отождествиться с гастролями заезжих шоу-див и пр. и пр. Для этих людей театр, как творческий коллектив, потерявший свою зримую константу, возможно, умрет навсегда. Истлеет вместе с обрывками школьных, если таковые имелись, театральных впечатлений. Так, в одной из бесед с представителями успешной бизнес-молодежи города автор данной работы обнаружил, что, достаточно часто посещая само здание ТЮЗа, о творческом существовании в нем постоянного театрального коллектива данная прослойка ярославского общества - без всякого новорусского кокетства - и не догадывается. Примечательно и то, что, имея достаточно ясное представление об артистах ТЮЗа по представляемым ими шоу-программам в ближайшей к театру гостинице или по расположенным здесь же, рядом с театром, щитам с рекламой «Ярославль-GSM», коммерчески преуспевающая молодежь города о том, что их любимцы работают еще и в театре, тоже не догадывается. В современной информационной эстетике та или иная развязка сюжета о самопрезентации здания театра и его социокультурных последствиях во многом зависит от пропорции, в которой театр, с одной стороны, и его арендаторы, с другой, используют в рекламных целях внешние пространства театра и выносят информацию о своем творчестве или о мероприятиях иного толка на фасад здания и далее на улицы города в виде афиш, плакатов, так называемых, «растяжек» и т.п. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||