arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Более того, в данном случае ученики, как правило, принудительно оказавшиеся в зале и не имеющие позитивной референтной группы взрослых (учителей), прививающих интерес к театральному искусству, практически целиком ведут себя по обозначенному нами выше негативному типу поведения. Всеобщее улюлюканье, гогот, реплики к артистам: «подтяни штаны!» и пр., массовые выходы из зала во время действия и т.д.

Подобное поведение аудитории можно проиллюстрировать на примере двух показов спектаклей «Панночка» и «Принцесса Кру», соответственно в марте и мае 2003 года, когда большой зал оказывался целиком скуплен школой № 71 и заполнен учениками с 3 по 11 класс.

Во втором случае показу спектакля предшествовало действо под названием «Олимп», организованное на сцене театра самой школой. В программу мероприятия входило разыгрывание учениками пародийных, с действием древнегреческих богов, сцен из школьной жизни, концертная самодеятельность школьников и массовое чествование лауреатов школьной жизни, преуспевающих в разных ее областях от учебы до спорта и садоводства. Толпа, разогретая перепетыми ее же членами попсовыми мотивами и щедро вознагражденная на исходе учебного года за свои школьные мучения шоколадом, свистящая, ревущая и скандирующая «мо-ло-дец!», каждому выходящему на сцену номинанту, по замыслу организаторов мероприятия, должна была после этого увеселительного мероприятия воспринимать спектакль.

В данном контексте артистам отводилась традиционная в рамках массовой культуры роль, отраженная во фразе Э. Ренана и воспроизведенная Ж. Маритеном: «Только после трапезы на сцену вызывают художника. Его функция - не насыщать, но опьянять» (93; 171).

Однако, очевидно, что суть проблемы заключается не в последовательности, а в принципиальной несовместимости школьных праздненств массового характера с таинством рождения «здесь и сейчас» театрального произведения, обращенного к индивидуальному личному восприятию каждого сидящего в зале человека, призванного быть со-творцом человеку, творящему на сцене.

Подобное описанному выше фиаско потерпели показ и обсуждение спектакля «Недоросль» перед большим залом, скупленным в ноябре 2002 года школой-гимназией № 3. Школа обеспечивала театру полный зал на тех же, описанных выше условиях: организация (в этом случае: после спектакля) традиционных ежегодных «Шекспировых действ» - праздника открытия сезона школьного театра «Крылья» - и организация после показа спектакля и перед школьным праздником обсуждения спектакля с привлечением занятых в нем артистов.

Необходимость артистов, по их собственному выражению, «играть в театр» перед толпой и педагога театра «играть с толпой в диалог» оборачиваются для театрального искусства и для театральной педагогики выхолащиванием их сущностных эстетической и воспитательной функций, самоотрицанием и куда более жестоким «издевательством над творцами спектакля», с которым в благополучной в «кассовом» отношении столице и в ситуации упраздненной в Московском ТЮЗе педагогической части вряд ли сталкивался автор выражения К. Гинкас.

Известно, что «театральный спектакль оказывает воздействие на аудиторию на том уровне, на котором он аудиторией воспринят». А когда в подростковой аудитории под угрозу ставится самый элементарный сенсорный физический уровень восприятия спектакля проблематичным оказывается разговор и о каком-либо воздействии, а тем более «последействии» (термин введенный А.А. Брянцевым еще в 1920-е годы) спектакля на юного зрителя. Бесполезными и сомнительными в данном случае оказываются и какие-либо попытки педагогического закрепления воздействия и «последействия» спектакля, в частности в виде обсуждения.



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz