|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
|
Введение Настоящая работа посвящена осмыслению теоретико-методологических оснований театральной педагогики и их практической реализации в современной социокультурной ситуации провинциального города. Исследование представляет собой обобщение опыта системного анализа проблем и результатов педагогизации театральной практики в социокультурном аспекте. Актуальность этой проблематики определяется рядом обстоятельств. Как отмечают сами практики театрального искусства, сегодня несомненным является положение о том, что «в театре самая острая и насущная творческая проблема - именно педагогика» (84; 100). При этом процесс педагогизации театральной практики может и должен идти в двух направлениях. Условно эти направления можно обозначить так: внутри театрального коллектива (аутентичный аспект театральной педагогики) и во вне (социокультурный ее аспект). Аутентичный аспект театральной педагогики представляет собой процесс воспитания молодых актеров и педагогическую работу с труппой театра, нацеленную на расширение творческого диапазона актеров среднего и старшего поколения в процессе театрально-постановочной работы. Социокультурный аспект заключается во всесторонней просветительской и педагогической работе с публикой театра, прежде всего, с детским и молодежным ее составом. «Театр, - как пишет современный исследователь проблем взаимодействия театра и публики Ю.У. Фохт-Бабушкин, - как творческий организм бифункционален, выполняя две функции: и создает искусство, и распространяет его, приобщая к нему публику. Гармоничное сочетание двух этих одинаково важных функций - художественной и просветительской - дело сложное и удается конкретным театрам далеко не всегда» (40; 4). При этом далее ученый утверждает, что абсолютизация любой из этих функций и забвение другой неизменно ведет театр к краху, к художественному и социокультурному, а в современных - рыночных - обстоятельствах и экономическому тупику (Там же). В нашем исследовании мы считаем необходимым сосредоточиться на осмыслении театральной педагогики в ее социокультурном аспекте в силу разных причин. Во-первых, в силу объективных причин, связанных с историко-культурными перипетиями развития страны и мира, определивших проблематизм становления русской театральной педагогики в XX веке, прежде всего, в ее социокультурном аспекте. Если традиции русской театральной педагогики в аутентичном аспекте в России сохранились и так или иначе развивались на протяжении XX века; то о сохранении, а тем более о развитии, русской театральной педагогики в социокультурном аспекте говорить не приходится. Парадокс заключается в том, что театральная педагогика, ориентированная на работу со зрителем, зародившись в 1920-ые годы XX века именно в России, далее на протяжении всего прошлого столетия в силу определенных историко-культурных обстоятельств активно развивалась на Западе и очень неравномерно на своей родине. Во-вторых, мы обращаемся к осмыслению, прежде всего, социокультурного аспекта театральной педагогики в силу причин, связанных с предметом и объектом нашего исследования - педагогической практикой конкретного театра - Ярославского государственного театра юного зрителя. Проблемы театральной педагогики в аутентичном аспекте в Ярославском ТЮЗе, на наш взгляд, успешно решены и столь же успешно продолжают решаться. Они не составляют противоречивой основы для исследования. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||