arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства

1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров

В данном параграфе мы обратимся к анализу эволюции театральной педагогики под влиянием исторически детерминированных изменений, происходивших в осознании, как деятелями театра, так и обществом функций детско-юношеского театра.

В новом государстве РСФСР в начале 1910-1920-х годов взаимоотношения театра и детей были осознаны как общекультурная проблема, востребованная временем область творческой практики и исследования. Деятели искусства, психологи и педагоги начали разрабатывать ее совместно: начиная с 1918 года в новом советском государстве появляются профессиональные театры для детей и юношества, методы театральной игры активно внедряются в общеобразовательную школу, с помощью театра его основатели пробуют решать проблемы, связанные с социальной и психологической коррекцией детей.

Существовавшие ранее «детские театры с массовой аудиторией» (45; 4), в которых для детей играли сами дети, и взрослые театры, на спектаклях которых присутствовала детская публика, более не отвечали поставленным перед искусством новой страны, и в частности театром, задачам эстетического воспитания детей и юношества.

«Детский театр или театр для детей?» - спрашивал на страницах журнала «Рампа и жизнь» режиссер Народного театра и сподвижник К.С. Станиславского по Обществу искусства и литературы Н.А. Попов и далее отвечал: «дети жаждут героики, для них неприемлемы детские сладкие пьесы, им нужно настоящее искусство, нужен профессиональный театр со взрослыми актерами» (цит. По: 45; 4). О необходимости высокого эстетического качества спектаклей организуемого в конце 1910-х годов детско-юношеского театра говорит и тот факт, что, по свидетельствам газет того времени, «в руководители будущего театра предполагалось пригласить лиц, близких к Художественному театру» (цит. по: 45; 4).

В 1920-е годы споры о необходимости создания профессионального театра для детей, решившись положительно, сменяются спорами о специфике создаваемого театра. В феврале 1921 году Н.Н. Сац, под руководством которой в июне этого же года откроется Московский театр для детей, организовала диспут на тему «Каким же должен быть детский театр».

Среди высказываемых в то время полярных мнений можно обозначить мнение Г. Паскар, одной из организаторов Государственного детского театра в Москве, и А.А. Брянцева, основателя первого советского детского театра. Г. Паскар утверждала необходимость воссоздавать на сцене театра для детей «зачарованное царство» детской фантазии, возвращая в него до времени его покинувшего современного ребенка (107; 18). А.А. Брянцеву, который до прихода в детский театр работал с беспризорниками, такая позиция была чужда. Он, цитируя слова В.Г. Белинского «воспитывать – это решать судьбу человека» утверждал необходимость ответственного нравственного и эстетического воспитания молодежи (19; 127).

Сама Н.Н. Сац утверждала необходимость создания зрелищного синтетического детского театра и под воздействием модной в то время теории рекапитуляции американского психолога С. Холла и немецкого биолога Э. Геккеля, утверждающей воспроизведение филогенеза в онтогенезе, писала: «нужно признать особенно свойственным восприятию ребенка произведения, созданные на низшей ступени развития – сказки, былины и пр.» (цит по: 45; 10). Эта позиция позволяла Н.Н. Сац делать вывод о недоступности детскому зрителю современной темы (там же).



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz