|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Среди преимуществ данного метода следует отметить
возможность наиболее полного обсуждения спектакля, выявления глубинной ориентации
личности реципиента, уточнения мотивировок ответов и оценок. К тому же беседа
больше, чем безликая, всегда отдающая сухой официальностью печатная анкета,
располагает подростков к откровенности и свободе высказываний, позволяет
им точнее и глубже формулировать свои мысли и ощущения от увиденного на
сцене. Более того, исследовательский интерес для нас никогда не становился
самоцелью, а всегда сопрягался с решением собственно педагогических задач.
В качестве дополнительной контрольной методики мы использовали фиксацию непосредственной реакции зрительного зала в целом и малыми группами во время спектакля. *** Известно, что восприятие спектакля теснейшим образом связано с особенностями психологии каждого возраста. В разных психологических школах эти особенности рассматриваются с разных позиций. Мы в своем исследовании и в своей практике опирались на работы Л. Выготского, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона. В соответствии с теорией психологической деятельности разработанной А. Леонтьевым, ведущей психологической деятельностью для подростка является общение (89; 127). То есть именно в рамках общения в данный период жизни протекает формирование личности. Следовательно, именно общение осознанно или неосознанно ищет подросток в любой деятельности: в игре, в учебе, в восприятии искусства. Причем, известно, что соприкосновение с искусством способно выполнять в этом ряду особую компенсаторную функцию, а театр в выполнении данной функции имеет ощутимые преимущества перед другими видами искусства. Эффект присутствия живого актера, коллективное сопереживание, возможность продолжить общение, начатое в театре, с теми, кто смотрел спектакль вместе с тобой. Это то, чего современный подросток зачастую лишен в своей реальной жизни. В школе общение все больше унифицируется и деиндивидуализируется (к ученикам все чаще обращаются по фамилиям, а не по именам), а значительная часть свободного времени проводится современными подростками перед телевизором или в виртуальной реальности, не обеспечивающих общения или подменяющих живое общение его суррогатами. В нашей практике нам часто приходится наблюдать, что компенсация общения в театре срабатывает для подростка настолько ярко, что затмевает для него собственно эстетическое восприятие спектакля. Вопрос о том, как это сделано в отношении театрального произведения, подростка просто не интересует. Удовольствие от формы теряется, так как для подростка в театре очень силен диалоговый момент: идентификация себя или кого-то из близких людей с каким-либо персонажем спектакля. В этом случае персонажам часто приписываются те мотивы или личностные качества, которые не предполагались авторами спектакля, но имеются у реальной личности, с которой подросток персонажа идентифицирует. Так, подросток рассуждая о мечтательном характере Джима Хопкинса из спектакля «Остров сокровищ», может так увлечься, перечисляя факторы его формирования, что среди прочих, вполне корректных в отношении персонажа (отсутствие друзей-сверстников, помощь матери в трактире и т.д.), назовет необходимость выполнения домашнего задания. Или, например, эмоции девочки-подростка при восприятии спектакля «Принцесса Кру» сосредотачиваются на одном единственном персонаже - миссис Минчен. Девочка плохо может воспроизвести подробности взаимоотношений других персонажей между собой, зато долго, с нескрываемой неприязнью способна не просто говорить об узнанном со сцены персонаже, но и по-разному трактовать его поведение. Причем, сигналом к идентификации может для подростка служить как общая линия поведения персонажа, сущностные для образа черты его характера, так и детали в костюме персонажа, его привычки, фразы: «Моя тетя тоже всегда говорит «ню-ню» и т.д. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||