|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
В эти же годы выходят брошюры, посвященные проблеме
«Театр и дети» в серии «Воспитание и обучение / Библиотека учителя» издательства
«Педагогика» и в библиотечке «В помощь художественной самодеятельности»
издательства «Советская Россия».
И снова перерыв на девять лет. С 1986 по 1995 год практически отсутствуют публикации, посвященные этой теме. Исключение составляют, насколько нам известно, лишь брошюры НИИ Художественного Воспитания, среди которых самая популярная - «Уроки театра на уроках в школе» (1990 год), тиражи менее 4 тысяч экземпляров, поэтому книги становятся библиографической редкостью уже через год после издания. Страна переживает социально-политическую и экономическую перестройку. Прежние издания закрываются, новые формируются, и этот процесс длится примерно до 1995 года. «Первые ласточки» - новые публикации - появляются в 1994 году. Но 1995 год приносит целую библиотеку литературы, посвященной интересующей нас проблеме. Литература носит принципиально новый характер. Она посвящена театру, где играют дети, в первую очередь. Проблема взаимоотношений ТЮЗов с юными зрителями отошла на задний план. Профессиональные театры для детей переживают глубокий кризис, их лидеры молчат. Происходит своеобразное замещение и восполнение - детское театральное движение заметно активизируется[1]. Литература, посвященная театру, где играют дети выходит одновременно в издательствах «Просвещение», «Аспект пресс», «Авангард», «Акме», «Линка - Пресс», а так же в издательствах Всероссийского Центра Художественного Творчества, НИИ Художественного Воспитания, Московского психолого-социального института, и некоторых других. К рубежу веков формируется два основных центра, инициирующих создание и выпуск научной и методической литературы по интересующему нас вопросу. Одним из них по-прежнему остается лаборатория театра Института Художественного Образования, другим становится Всероссийский Центр Художественного Творчества (ВЦХТ). Причем интерес и функции двух этих организаций заметно отличаются. Лаборатория театра увлекается проблемами театрального образования в массовой школе, работает, прежде всего, на развитие идеи «Театр, как универсальная образовательная среда». ВЦХТ, занимается театрами, где играют дети, прежде всего как эстетической средой. Лаборатория театра издает книги, обращенные к учителю, ВЦХТ - к режиссеру детского любительского театра. В 2001 году одно из крупнейших педагогических издательств - «Владос» начинает выпускать новую серию книг «Театр и дети». Однако повторим - вся литература, издававшаяся прежде и издающаяся теперь - литература по большей части учебно-методическая, адресованная прежде всего школьным учителям и руководителям детских театральных коллективов, помимо основной своей деятельности занимающимися формированием зрительской культуры учащихся. Теоретическая значимость исследования определяется выбором объекта и предмета исследования – актуальной художественной и социокультурной практики современного детско-юношеского театра и системным характером обобщений. Научная новизна обусловлена целью, поставленной нами в своем исследовании, предметом и объектом исследования. Нами впервые: - выявлено проблемное поле, в котором эволюционировала и возрождается в настоящее время театральная педагогика, ориентированная на работу со зрителем; - обобщен опыт педагогической работы в Ярославском ТЮЗе в социокультурном аспекте и частично в аутентичном; - установлены контекстуальные связи между двумя аспектами театральной педагогики как бинарным комплексом, обуславливающим успешность художественного процесса; - собран значительный справочный материал, зафиксированы свидетельства участников театрального процесса провинции и столицы, который может быть положен в основу дальнейшего исследования. [1] по мнению зав. Отделом детских театров СТД РФ О.Л. Глазуновой подобный процесс характерен и для настоящей социокультурной ситуации. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||