|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
|
Высокие профессиональные данные выпускников
двух ярославских курсов художественного руководителя Ярославского ТЮЗа А.С.
Кузина признаны на фестивалях дипломных спектаклей и спектаклей театров
для детей и молодежи в Москве (1995 г.), Ташкенте (2000 г.), Санкт-Петербурге
(1999 г.), Самаре (1997, 2000, 2001 гг.), Ростове на Дону (1997г.), Екатеринбурге
(1999, 2001 гг.) Новгороде Великом (1999 г.), Рязани (2002 г.), Ярославле
(2002 г.); отмечены как ярославской (174, 175, 192, 186, 194, 204, 212,
217, 222, 227, 228, 245), так и столичной (182, 183, 184, 230, 232) критикой,
а также фестивальной критикой тех городов, в которых фестивали проходили
(196, 198, 235, 238, 246). Выпускница первого ярославского курса мастера
О. Калябкина - исполнительница главной роли в дипломном спектакле «Ромео
и Джульетта» - стала победительницей первого областного конкурса актерского
мастерства. Выпускников второго ярославского курса мастера сравнивают с
учениками лучших мастеров столичных театральных ВУЗов Л.А. Додина (СПбГАТИ)
Н.П. Фоменко (РАТИ - ГИТИС). В 2002 году набран третий по счету ярославский
курс студентов, педагогическая работа с которым ведется в настоящее время.
Кроме того, успешная педагогическая практика А.С. Кузина получила целостное и добротное научное обобщение и осмысление в диссертационном исследовании автора (83) и в его научных публикациях (84, 85). Однако, когда молодые артисты, обласканные вниманием фестивальной публики, сталкиваются с рядовой, ярославской, не-фестивальной, тюзовской публикой многие их творческие чаяния, навыки и умения и педагогические усилия мастера сводятся на нет. «Актер и публика взаимно творят друг друга…» (121; 283), и как писала Алла Демидова, «актер, попавший в театр, куда ходит зритель нетребовательный, случайный, если не сразу становится плохим актером, то во всяком случае идет к этому. Молодой актер сначала сопротивляется реакции зрительного зала, но постепенно уступает вкусам нетребовательного зрителя, сдается: там, где раньше он старался играть тоньше, сложнее, начинает играть проще, «в лоб» (цит. по 44; 170). Таким образом, жестко заявляет о себе необходимость изучать взаимосвязь реализации аутентичного и социокультурного аспектов театральной педагогики. И без планомерной и последовательной педагогической работы с публикой театра, в конечном счете, оказывается проблематичным решение вопроса о результатах педагогической работы внутри театрального коллектива и тем более о дальнейших педагогических, а следовательно, и художественных поисках режиссера-педагога и ведомого им театра. Давно подмечено, что «прогресс языка театра зависит от подготовленности зрителя» (44; 36), во многом определяется его потребностями, вкусами (или отсутствием таковых) и ожиданиями. «Понять зрителя, - как писал известный исследователь тюзовской практики театровед и социолог В.Н. Дмитриевский, - это значит понять путь дальнейших театральных поисков» (44; 151). Что особенно актуально для Ярославского ТЮЗа, вплотную подошедшего к двадцатилетнему юбилею своего творческого существования. Таким образом, более значимым для рассматриваемого театра на данном этапе его развития и оттого более актуальным для научного исследования является осуществление педагогической практики театра в социокультурном аспекте. В силу значимости для нас тезиса о взаимосвязи аутентичного и социокультурного аспектов театральной педагогики мы включили в контекст нашей работы результаты диссертационного исследования А.С. Кузина (83) и ограниченные рамками данной работы собственные наблюдения и выводы, оставив более подробное рассмотрение аутентичного аспекта театральной педагогики на перспективу. Кроме обозначенных выше объективных причин, наш интерес к рассмотрению театральной педагогики в ее социокультурном также определялся субъективными причинами. Автор исследования был лично заинтересован в его результатах, в силу возможности осмыслить, теоретически и методически обосновать свой педагогический опыт. Автор исследования является педагогом Ярославского ТЮЗа. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||