|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Кроме того, из нашего опыта общения с подростками
по итогам просмотренных спектаклей нам известно, что собственно эстетическая
реакция у подростков может быть сильно зашумлена, но это не значит, что
она отсутствует вовсе. Более того, можно утверждать, что у некоторых подростков
именно в недрах компенсаторного общения начинает формироваться эстетическое
отношение к спектаклю. Так как компенсаторное общение провоцирует на активное
сопереживание, что само по себе уже является предпосылкой и необходимым
компонентом эстетического восприятия.
Таким образом, задача педагога, заключается в том, чтобы выявить и актуализировать для самого подростка «зародыши» эстетического восприятия, и это одна из тех задач, которую может решить обсуждение спектакля. (Методы и приемы организации обсуждения см. ниже). Подростковый возраст, согласно той психологической концепции, которой мы придерживаемся, это возраст вторичной социализации. Когда подросток пытается строить собственную систему взаимоотношений с миром, на основе известных ему ценностных систем. Родители и ближайшее окружение перестают быть для него единственным и незыблемым авторитетом. Отсюда знаменитая конфликтность подростка, его негативизм, стремление прибиться к той или иной общности с ярко выраженным групповым поведением. Причем, известно, что если у взрослого, как правило, бывает одна единственная референтная группа, то у подростка в силу несформированности личной структуры таких групп зачастую оказывается несколько. В отношении интересующей нас проблемы данная особенность психологии дает несколько интересных поворотов. Практикам театра и учителям, приводящим в театр класс, организуя восприятие театрального искусства в режиме «культпохода», известно, что непосредственная поведенческая реакция подростков в зрительном зале подвержена нивелировке индивидуальных качеств, подгонке под общие стереотипы и ориентирована прежде всего на возрастную референтную группу, состоящую из сверстников. Эта реакция моторна и автоматична, она, как правило, имеет социально-негативный характер. Это свист, топот, подтрунивания над персонажами спектакля и над настроенными на восприятие спектакля зрителями, прежде всего сверстниками. О подобном поведении подросткового зрителя перед началом спектакля писали еще в 1924 году основатель первого ТЮЗа А.А. Брянцев и один из его сподвижников известный педагог того времени Н.Н. Бахтин (19; 121-124). С тех же времен начались и поиски методов борьбы с подобным поведением и нейтрализации его негативных сторон. Причем можно утверждать, что в современных социокультурных обстоятельствах негативные стороны подросткового поведения в зрительном зале только усугубились. Во-первых, под воздействием TV-индустрии и виртуальной реальности, формирующих дискретный, клиповый, рекламный, PC-игровой, тип восприятия и соответственно поведения подростка в зрительном зале. Во-вторых, под воздействием массовой культуры, также определенный «противопоказанный» театральному зрителю тип восприятия и поведения, в котором современные исследователи отмечают такие характеристики, как «ослабление интеллектуальной деятельности, снижение уровня реакций, неспособность к умеренности и отсрочке действий, склонность к гиперэмоциональности и безудержность аффектов, непременно деятельностное выражение эмоций» (58; 145). |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||