|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Одной из базовых идей, которая увлекала практически
всех деятелей детско-юношеского театра 1920-ых годов была идея культуробразующей
роли игры. Во вступительной статье, которая открывает первый сборник «Игра»
- «непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры» (45;
7) А.В. Луначарский пишет: «Игра, в значительной степени, является основой
всей человеческой культуры» (65; 1). Идея изучения проблемы игры тогда буквально
носилась в воздухе, ей будут посвящены научные труды и художественная философская
проза начала XX века.
В отечественной науке того времени много внимания игре уделяли психологи. Разработку теории игры начал Л.С. Выготский, работавший как раз в то время, когда складывались теоретические и методологические принципы русской театральной педагогики. Наиболее полно, четко и научно обоснованно были в то время сформулированы вопросы и найдены адекватные методы исследования в области восприятия спектакля младшими школьниками. Подобные исследования опирались на определенную в то время ведущую деятельность (Л.С. Выготский) этого возраста – игру (26; 67). Научные предположения русских психологов 20-х годов получили блестящее подтверждение в практике русского детско-юношеского театра тех лет. Особенно в практике взаимодействия сцены и зала на спектаклях Ленинградского ТЮЗа, таких, например, как «Похититель огня» П. Горлова и «Гуси-Лебеди» в постановке А.А. Брянцева. Деятели детских театров начала ХХ века каждый, утверждая свои художественные принципы, соглашались в главном – в «особом», педагогическое назначение детско-юношеского театра. А.А. Брянцев в работе «Причины рождения театров для детей» сформулировал «основной педагогический принцип» детско-юношеского театра, «основанный на природе театрального искусства, основная особенность которого заключается в том, что здесь момент восприятия совпадает с моментом творчества, в силу чего оба эти момента взаимно зависят друг от друга. Из этого следует, что всякий спектакль должен быть рассчитан на способность данных зрителей воспринимать, адресованный им спектакль» (19; 126). Проблема зрителя, его изучения и установления с ним контакта, с самого зарождения детско-юношеских театров была одной из центральных его проблем наряду с проблемами поиска репертуара и средств художественной выразительности. В 1920-е годы его деятели и подвижники детско-юношеского театра активно занимались исследованием как собственно юного зрителя, так и форм педагогического воздействия на него. Результаты этих исследований активно печатались и дискутировались на страницах журналов тех лет «Игра», «Новый зритель», «Театр и школа», «Жизнь искусства», «Рабис» и др. Отдельными брошюрами выходили наблюдения ведущих деятелей детского театра: А.А. Брянцева, Н.И. Сац, С. Городисской, А. Соломарского и др. «Поиски специфики детского театра» были тогда овеяны романтикой страстного художественного поиска и научного творчества. Взаимодействие классики и современности, сказки и нового быта, мера необходимой и достаточной сценической условности, мера оптимальной степени участия юных зрителей в действии спектакля - эти и многие другие проблемы волновали в то время Г. Рошаля, С. Маршака, Н. Бахтина, Ю. Бонди, Д. Бассалыго и других видных деятелей культуры. Историк детского театра Л.Г. Шпет отмечала характерные черты детско-юношеского театра 1920-х годов: демократичность и доступность, педагогическая направленность, которая выражалась в поисках ориентированного на восприятие детей и подростков репертуара и изучении особенностей детского восприятия, а также приход в детский театр профессиональных режиссеров и актеров. «Это значило, что театр для детей перестал быть разновидностью внешкольной работы, он становился ветвью нового, советского сценического искусства, вбирая в себя опыт и художественное наследие, которым располагала русская театральная культура» (168; 42). И далее Л.Г. Шпет пишет о единении деятелей театра и школьных педагогов в деле воспитания подрастающего поколения: «все виды театральной работы среди детей объединялись в общую проблему (...) существенным считалось не то, чем разнится природа этих явлений, а то, что роднит их как формы единой культурно-просветительской деятельности» (168; 16). |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||