|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многообразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся Театральные социо-игровые методики преподавания школьных предметов. Театральная игра использовалась как метод передачи знаний еще в первобытной архаической культуре, еще гуманисты Возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения Античности, в Шляхетном корпусе театр помогал изучению иностранных языков. Советские педагоги и психологи 1920-ых годов попытались научно осмыслить этот метод и распространить его на преподавание всех гуманитарных предметов, однако закончить работу в этой области им помешало изменение политической ситуации в стране. В конце XX века в России стал остро ощущаться кризис в системе общего образования, и начались поиски в области создания «Новой школы», «Школы XXI века». Новые модели школьного образования разрабатывали по договоренности с Министерством Образования РФ различные творческие коллективы. Среди них, в частности, были группы под руководством В. Библера («Школа диалога культур») и Л. Тарасова («Экология и диалектика»). В концепции В. Библера вся учебная работа строилась на методе глубокого погружения, то есть, ученики и педагоги должны были поочередно прожить все эпохи развития человечества - проиграть их. В концепции Л. Тарасова изучение всех предметов начиналось с их эмоционально-образного освоения, а весь блок эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура (МХК)) изучался в рамках одной дисциплины - «Интегративный предмет Театр». Таким образом, с театрально-игрового освоения по замыслу должно было начинаться изучение любого предмета (как предлагал в 20-ых годах В. Всеволодский-Генгросс). Однако модели В. Библера и Л. Тарасова оказались сложны для внедрения в массовую школуи не нашли широкого распространения: слишком высоким образовательным и личностным уровнем должен был обладать каждый учитель и школьный администратор. Однако идея внедрения театральных методик в общеобразовательную школу на этом не исчерпалась. Стали возникать единичные школы, где создатели пытаются распространить театральные методики обучения на весь процесс или на освоение отдельных предметов. Наиболее последовательно такую программу осуществляет екатеринбургская школа «МЫ» Гуманитарного Центра «Театр». Кроме того, театральные методики становятся все более привычными для преподавания отдельных предметов, прежде всего МХК и этики. (Так например, в Самарском педагогическом Университете даже работал одно время курс «МХК - Театр», к нему мы еще обратимся.) Однако в России, прежде всего в столичной, немало учителей, которые успешно используют театральные методики в преподавании самых разных дисциплин: математики, биологии, физики и т.д. (см. 71; 291-296) Описание подобных методик можно встретить в екатеринбургском сборнике «Дети. Театр. Образование.», в методических брошюрах издательства «АЗ - МХК», в публикациях газет «Первое Сентября» и «Искусство» и т. д. «Парадокс, - как отмечают методисты МИОО, - заключается в том, что теоретические выкладки и практические разработки, хорошо известные в научных кругах и успешно применяющиеся в работе разнообразных экспериментальных площадок, за целое столетие не нашли дороги в массовую школу»[7]. Учителя-словесники, к которым прежде всего обращено максимальное количество разработанных методистами программ использования социо-игровых театральных методик, в большинстве своем не имеют представления об этих методиках и об этих программах. Многие учителя-словесники в каждодневной своей педагогической практике зачастую выстраивают свои уроки монологически. А те учителя, которые стремятся к установлению диалога со своими учениками, как правило, не владеют современными социоигровыми методиками, способными максимально эффективно устанавливать этот диалог. [7] А.Б. Никитина. Личный архив автора. Запись беседы. Март 2003 г. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||