|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Отсутствие преемственности воспроизводства зрительской
аудитории по оси «школа - ВУЗ», как правило, исключает из рядов зрителей
ТЮЗа студентов - вчерашних школьников Так как школьники, приводимые в театр
и воспринимавшие театральное искусство в режиме «культпохода», не имеют
достаточно сильной мотивации для того, чтобы, оказавшись на студенческой
«вольнице», прийти в театр самостоятельно. Более того, известно, что ситуация
«культпохода» формирует в сознании школьника-будущего студента негативное
отношение к ТЮЗу в частности и ко всему театральному искусству в целом.
Определенный пласт потенциальной аудитории, тех, кого в целом интересует художественная практика данного театрального коллектива, но кто в силу разных причин отказывается от посещения его спектаклей, составляет интеллигенция города, студенческая и работающая молодежь (см.41; 34). Это достаточно небольшая прослойка избирательной, элитарной публики, следящей за творчеством данного театрального коллектива и составляющей группу «своего» зрителя театра. Одна из главных причин отказа данной группы потенциальных зрителей театра от его посещения – это заполнение зала, в частности и на взрослых спектаклях, неугомонной во время сеансов и чрезмерно активной во время антракта школьной аудиторией. Обозначенная нами элитарная прослойка публики, «свой» зритель театра способен, осознавая причину неудобств, сохранять позитивное отношение к творчеству театрального коллектива и так или иначе иногда, испытывая любопытство к премьерам театра, все же его посещать. Однако взрослый или молодежный зритель, не включенный в орбиту притяжения творчества этого театра, оказавшись в театре случайно или придя в театр специально по совету знакомых или увидев рекламу в СМИ, и, просмотрев даже высокохудожественный спектакль в однородной школьной аудитории, как правило, больше в театр не возвращается. Так как социологами театра давно замечено, что «любой дискомфорт, испытываемый в театральном здании, зритель часто неявно переносит на оценку спектакля, который не нравится ему в силу раздражения сопутствующими неудобствами» (87; 62). Более того, этот зритель в силу действия обозначенного механизма переноса недовольства на собственно художественный продукт, не отрекомендует этот спектакль и посещение этого театра своим знакомым. Таким образом, размыкается цепочка действия «живой рекламы», важного фактора естественного формирования зрительской аудитории театра. А между тем, известно, что если театр стремится к расширению подготовленной аудитории, он должен постоянно увеличивать число новых «случайных» зрителей, «ибо система отсеивания, своеобразная «воронка» - единственно возможный механизм воспроизводства подготовленной публики» (Там же). Таким образом, в ТЮЗе создан мощный барьер процессу естественного воспроизводства зрительской аудитории. В то время как данный процесс естественного формирования зрительской аудитории при условии высокого художественного уровня спектаклей театра, что, бесспорно, можно сказать о значительной части репертуара Ярославского ТЮЗа, и при умелом стимулировании способен обеспечивать воспроизводство зрительской аудитории без особых усилий и затрат со стороны театра. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||