|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
В 1990-х годов большинство ТЮЗов страны сменило
свое устаревшее название-аббревиатуру на более «обтекаемое» название театров
для детей и молодежи, а некоторые из них обрели свои названия «На Спасской»,
«Глобус», «Образ», «Открытое пространство», «Зазеркалье», «СамАрт» и др.
(см. 152; 35-36)
В эстетической эволюции детско-юношеских театров, наряду с негативными последствиями погружения в рынок, наступает эпоха «скрытого дидактизма», когда нравственные интенции творцов уходят в контекст художественного качества их произведений. При доминировании в художественной программе современного детско-юношеского театра обозначенной позиции вновь приобретает смысл и значение работа театрального педагога. Каждый современный педагог театра, также как и каждый конкретный современный детско-юношеский театр, существуют не в абстрактном пространстве художественного и педагогического поиска, а в конкретной социокультурной ситуации определенного города и времени. (Далее в нашей работе мы подробно остановимся на анализе социокультурного контекста и определяемых им проблем педагогической работы в Ярославском ТЮЗе). *** В начале XXI века происходит пока еще спорадический и маломощный возврат к развитию русской театральной педагогики в ее социокультурном аспекте. В переименованных молодежных театрах или в пока оставивших аббревиатуру ТЮЗах возрождаются педагогические части. Как в столице, так и в провинции (особой активностью отличаются такие города, как Самара и Екатеринбург) проводятся различные по своему масштабу и содержанию эксперименты, нацеленные на интеграцию театра и общеобразовательной школы; проводятся круглые столы, семинары, научно-практические конференции, посвященные проблемам приобщения современного, по оценкам исследователей и практиков театра, «потерянного» поколения юных зрителей к театральному искусству. Среди конференций наибольшее признание профессионалов получила всероссийская научно-практическая конференция «Театр. Дети. Образование», которая впервые в 1995 году была организована в рамках одноименной программы Министерства Образования РФ в Екатеринбурге, а затем проводилась в различных городах России ежегодно (повторно: в Екатеринбурге, а также в Самаре, в Орле, в Нижнем Новгороде). *** В приведенном обзоре исторического развития театральной педагогики наш научный интерес был сосредоточен на театральной педагогике, ориентированной на воспитание детей и юношества как зрителей профессионального театра. Однако на протяжении всего развития театральной педагогики обозначенные формы тесно взаимодействовали, перетекали друг в друга и взаимообогащались. При этом упадок какой-либо из форм, как правило, компенсировался расцветом другой, и наоборот. На современном этапе в России очевиден расцвет использования театральных методик при проведении уроков в общеобразовательной школе и детского театрального движения. Таким образом, возрождение педагогической работы в профессиональных детско-юношеских театрах помимо восстановления не утративших со времен актуальности традиций подобной работы может опираться на современные разработки смежных форм театральной педагогики. Современные формы, методы и программы внедрения театра в практику современной российской школы мы рассмотрим во 2 главе нашей работы. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||