|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Программы А.П. Ершовой и комплекс программ Т.Г.
Пени построены таким образом, что охватывают обучение во всех классах общеобразовательной
школы. Учитель, выбирающий одну или другую программу, может брать первый
класс и вести его по программе А.П. Ершовой или Т.Г. Пени вплоть до выпуска.
Авторами предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности
учащихся на основе принципов коллективной игры, что, что по замыслу авторов,
должно способствовать стимулированию учебной мотивации.
Несмотря на то, что один из вариантов программ для младшей школы авторы составляли совместно, их подход к преподаванию предмета «Театр» несхож. Программа А.П. Ершовой выстроена на основе теории актерского и режиссерского мастерства, разработанной П.М. Ершовым. Методики А.П. Ершовой, ориентированные на работу с детьми, направлены на решение ряда педагогических проблем, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики. Программа А.П. Ершовой построена прежде всего на обучении ребенка саморегуляции и налаживанию межличностных контактов через театральные игры. Значительная часть усилий авторов программы направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность и т.д. Серьезная работа посвящается умению читать поведение другого человека и правильно выбирать собственный тип поведения для решения жизненных задач. Решаются в программе А.П. Ершовой, конечно, и чисто художественные проблемы. За 10 -11 лет занятий ученики через собственный творческий опыт знакомятся почти со всеми видами и формами театрального искусства. Ученики играют в радиотеатр, театр кукол, театр костюма, музыкальный и пластический, драматический театр. В ходе занятий они пробуют себя в различных театральных специальностях: авторы, актеры, режиссеры, художники, костюмеры, бутафоры и организаторы творческого процесса. За время работы по данной программе ученики осуществляют значительное количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед ними стоят учебные, а не художественные задачи. Другая программа А.П. Ершовой и В.М. Букатова - «Актерская грамота подросткам» (Ивантеевка. Московский областной центр музыкально-эстетического воспитания. Детское объединение «ГЛАГОЛ» - 1994г.) посвящена художественно-творческой театральной деятельности учащихся. Эта программа построена на тех же теоретических основаниях и реализации тех же практических методик, но уже предполагает выход на художественный результат через серьезное научение азам актерской профессии. Эта программа вызывала и вызывает множество споров среди профессиональных деятелей театра и среди педагогов. Среди сильных сторон этой работы можно выделить следующие. Вслед за П.М. Ершовым, как пропагандистом «системы К.С. Станиславского» авторы программы последовательно проводят мысль о первичности действия, как основного языка театрального искусства. Они создают удобную для использования систему упражнений, которая вырабатывает у ученика умение целенаправленно и продуктивно действовать на сцене. Хорошо и то, что программа рассчитана на активное творчество ребенка. Но сомнения вызывает ее жесткий рационализм. Диссертация П.М. Ершова «Технология актерского творчества» и образовательная программа А.П. Ершовой рождались в те годы, когда рационализм превалировал в искусстве и гуманитарных областях знания. И это, безусловно, наложило отпечаток на стиль авторского мышления. Основной методический путь А.П. Ершовой - от понимания к творчеству, то есть от дробного к целому, от деятельности левого полушария к деятельности правого. Авторы рекомендуют программу для детей от 14 лет. Программы «Художественное чтение» В.М. Букатова и «Час театра» Л.М. Некрасовой построены на тех же теоретических основаниях и методических принципах, поскольку авторы составляют единую творческую группу. Программа «Художественное чтение» ориентирована, прежде всего, на работу со словом, «Час театра» - на воспитание зрительской культуры. Программы Т.Г. Пени не случайно опубликованы в сборнике интегрированных курсов по искусству. Они основаны на философско-культурологической концепции Г. Гачева, который весьма далек от школьной практики. Театр рассматривается автором, как целостная и самодостаточная модель мира, постигая которую ребенок одновременно постигает устройство всего космоса. Здесь речь идет, прежде всего, о творческом развитии личности, которая, проигрывая разнообразные роли, моделируя и проживая в игровом плане разнообразные ситуации, находит путь к себе, научается отличать собственную индивидуальность в мировом многоголосье. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||