arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Однако помимо внешней рекламы существенную роль в определении места театра в социокультурном пространстве города играют и более стабильные характеристики такие, как расположение и внешний облик его здания.

Как отмечает в своем диссертационном исследовании Н.А. Дидковская, «сведения эти нельзя считать формальными, так как «вписанность» театра в социокультурный контекст города во многом определяется удачной сочетаемостью театрального здания с природной и архитектурной городской средой» (41; 30); и далее цитирует критика: «существует некая скрытая, но тем не менее важная связь между театром и городом, между деятельностью театрального организма и жизнью города. она может быть особенно прочной и гармоничной тогда, огда здание само театра занимает удачное место в городе» (241; 179).

Здание Ярославского ТЮЗа одно из редких крупных зданий в центральной части города. Занимая по своим масштабам целый квартал, а так же реализуя такие принципы современной архитектуры, как многофункциональность, открытость и масштаб внутренних пространств, простота их решения, переход от стоечно-балочной к более функционально-оправданной системе конструкций и др. Более того, по оценкам специалистов, здание Ярославского ТЮЗа создает новый для Ярославля тип градостроительного пространства и претендует на право современного центра города.

В итоге реализации обозначенных принципов современной архитектуры в экстерьере театра можно наблюдать несколько неупорядоченное расположение стен, которое устойчиво ассоциируется у ярославцев с неугомонным экспериментальным духом творческого коллектива ТЮЗа. А в интерьере театра за счет реализации обозначенных принципов современной архитектуры создается объемно-пространственная композиция, плавающие плоскости этажей в которой не привязаны к прямоугольной системе столбов и перекрытий, а свободно моделируют большие и необычные пространства фойе. Указанная особенность интерьера формирует в театре площадку для творческой самореализации не только театральных деятелей, но и - в ответ на их творчество - зрителей.

Таким образом, в пространстве театра утверждаются совершенно иные отношения актер - зритель, не по принципу антонимичной пары творец - потребитель, а по принципу синонимии полюсов творец - со-творец.

«Театр представляет собой как бы лабораторию, - писал театральный художник-проектировщик Е. Роземблюм, - в которой вырабатываются средства для решения одной из самых актуальных сегодня проблем - активизации зрительского восприятия»(142; 13). Причем зрительское восприятие художник понимал широко, как восприятие среды человеческого обитания. Или же как писал известный современный архитектор Е. Асс, анализируя оптимальные соотношения в современных театральных зданиях пространств актерского и зрительского фойе: «Театр - не тайна, не чудо, сокрытое за занавесом, театр - это мастерская, в которой искусство рождается в результате сосредоточенной совместной работы актера и зрителя» (176; 12).

Архитектор здания Ярославского ТЮЗа В.А. Шульрихтер известен в среде профессионалов как один из основоположников направления в 1960-1970-х годах в создании новых пространственных решений театральных зданий более свободной и универсальной планировки. В проекте В.А. Шульрихтера здание именовалось не театром, а Дворцом юного зрителя.

Таким образом, на наш взгляд, исходя из особенностей планировки здания и его расположения в городе ТЮЗ может выполнять предполагающиеся совремменными архитекторами и собственно архитектором здания Ярославского ТЮЗа функции не просто молодежного театра, а молодежного культурного центра. Более того, данная идея, заложенная буквально в фундамент театра, могла бы стать основой PR-политики театра и привлечь в театр современную молодежь. (Анализ возможностей и первичного опыта пропаганды театра как молодежного культурного центра см. в 1 параграфе 3 главы).



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz