|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Однако помимо внешней рекламы существенную роль
в определении места театра в социокультурном пространстве города играют
и более стабильные характеристики такие, как расположение и внешний облик
его здания.
Как отмечает в своем диссертационном исследовании Н.А. Дидковская, «сведения эти нельзя считать формальными, так как «вписанность» театра в социокультурный контекст города во многом определяется удачной сочетаемостью театрального здания с природной и архитектурной городской средой» (41; 30); и далее цитирует критика: «существует некая скрытая, но тем не менее важная связь между театром и городом, между деятельностью театрального организма и жизнью города. она может быть особенно прочной и гармоничной тогда, огда здание само театра занимает удачное место в городе» (241; 179). Здание Ярославского ТЮЗа одно из редких крупных зданий в центральной части города. Занимая по своим масштабам целый квартал, а так же реализуя такие принципы современной архитектуры, как многофункциональность, открытость и масштаб внутренних пространств, простота их решения, переход от стоечно-балочной к более функционально-оправданной системе конструкций и др. Более того, по оценкам специалистов, здание Ярославского ТЮЗа создает новый для Ярославля тип градостроительного пространства и претендует на право современного центра города. В итоге реализации обозначенных принципов современной архитектуры в экстерьере театра можно наблюдать несколько неупорядоченное расположение стен, которое устойчиво ассоциируется у ярославцев с неугомонным экспериментальным духом творческого коллектива ТЮЗа. А в интерьере театра за счет реализации обозначенных принципов современной архитектуры создается объемно-пространственная композиция, плавающие плоскости этажей в которой не привязаны к прямоугольной системе столбов и перекрытий, а свободно моделируют большие и необычные пространства фойе. Указанная особенность интерьера формирует в театре площадку для творческой самореализации не только театральных деятелей, но и - в ответ на их творчество - зрителей. Таким образом, в пространстве театра утверждаются совершенно иные отношения актер - зритель, не по принципу антонимичной пары творец - потребитель, а по принципу синонимии полюсов творец - со-творец. «Театр представляет собой как бы лабораторию, - писал театральный художник-проектировщик Е. Роземблюм, - в которой вырабатываются средства для решения одной из самых актуальных сегодня проблем - активизации зрительского восприятия»(142; 13). Причем зрительское восприятие художник понимал широко, как восприятие среды человеческого обитания. Или же как писал известный современный архитектор Е. Асс, анализируя оптимальные соотношения в современных театральных зданиях пространств актерского и зрительского фойе: «Театр - не тайна, не чудо, сокрытое за занавесом, театр - это мастерская, в которой искусство рождается в результате сосредоточенной совместной работы актера и зрителя» (176; 12). Архитектор здания Ярославского ТЮЗа В.А. Шульрихтер известен в среде профессионалов как один из основоположников направления в 1960-1970-х годах в создании новых пространственных решений театральных зданий более свободной и универсальной планировки. В проекте В.А. Шульрихтера здание именовалось не театром, а Дворцом юного зрителя. Таким образом, на наш взгляд, исходя из особенностей планировки здания и его расположения в городе ТЮЗ может выполнять предполагающиеся совремменными архитекторами и собственно архитектором здания Ярославского ТЮЗа функции не просто молодежного театра, а молодежного культурного центра. Более того, данная идея, заложенная буквально в фундамент театра, могла бы стать основой PR-политики театра и привлечь в театр современную молодежь. (Анализ возможностей и первичного опыта пропаганды театра как молодежного культурного центра см. в 1 параграфе 3 главы). |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||