|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Таким образом, обсуждение призвано выявить и
нейтрализовать негативные эмоции и снять страх перед непониманием произведений
театрального искусства, помочь подростку наладить внутренний диалог с образами
конкретного обсуждаемого спектакля и в целом сформировать у подростка позитивную
установку на восприятие произведений театрального искусства. Более того,
обсуждение позволяет подростку вывести на вербальный уровень диалог с другими
зрителями, который на невербальном уровне происходил во время спектакля.
В своей педагогической практике при организации обсуждений в подростковой аудитории мы опирались на методику «безоценочного интервью». Основа данной методики была разработана и апробирована еще в 1970-1980 годы педагогом-психологом Московского ТЮЗа О.И. Троицкой (102; 34-36) и на протяжении последующих лет развивалась и дополнялась как самим автором, так и его учениками. Складывалась эта методика в противовес существующей в 1970-1980 годы позиции, исходя из которой, предполагалось, что в произведении театрального искусства заложен определенный объем однозначно считываемой этической и эстетической информации, которую педагог должен донести до сознания ученика. То есть ученик при существовавшем в те годы и иногда до сих пор имеющем место подходе оказывался объектом педагогического воздействия. Данная позиция четко прослеживается в большинстве книг, выходящих в те годы и посвященных проблеме взаимоотношений театра и его юного зрителя: Ю Рубиной «Подросток и театр», М. Стуль «Школьник приходит в театр», «В театр всей семьей», А. Ершовой «Уроки театра на уроках в школе» и некоторых др. В рамках же методики «безоценочного интервью» подростковая аудитория изначально рассматривалась не как объект эстетико-педагогических воздействий театра и педагогов, а как субъект двустороннего общения. Следовательно, спектакль, увиденный глазами подростка, может быть признан одной из форм существования эстетической реальности спектакля, и задача педагога, таким образом, заключается в поиске и вербализации того образа спектакля, который складывается у подростка, выявлении его собственно эстетической составляющей и т.д. (О задачах обсуждения мы уже достаточно сказали выше). При применении данной методики, педагог руководствуется прежде всего несколькими практическими принципами. Во-первых, обязательно начинает обсуждение с пробуждения эмоционально-образной памяти учеников; обязательно затрагивает собственно образную структуру спектакля, чтобы обсуждение спектакля не превратилось в разговоры о жизни вообще, в-третьих, если материал обсуждаемого спектакля позволяет это сделать, обязательно, исходя, как это было обозначено выше, из интересов самих подростков проблему общения; в четвертых, не ставит оценок за высказывания на обсуждении; в пятых, поощряет все виды интеллектуального и творческого поиска учеников, и, наконец, в шестых, все собственные суждения и реакции либо сохраняет втайне, либо если ученики будут сильно настаивать, обнародует в конце разговора, подчеркнув, что это лишь одна из возможных версий. Обозначенные принципы, а также рассмотренные выше особенности восприятия подростками театрального искусства определяют методику организации обсуждения спектакля в подростковой аудитории. Прежде всего, как отмечалось выше, педагог должен снять у подростков страх интеллектуального анализа, вернуть подростка в мир чувств и образов, который им владел во время спектакля. Многообразие приемов, позволяющих это сделать, зависит от фантазии и находчивости педагога. Однако существуют приемы, уже давно известные педагогам и главное апробированные ими на практике. Например, известен прием, когда педагог просит учащихся закрыть глаза и попытаться ухватить первую картинку, первый звук, который приходит им в голову, когда они вспоминают спектакль. Далее педагог выборочно человек пять-семь просит описать этот самый первый, явившийся в их сознании образ. Или, например, просит вспомнить такой момент спектакля, когда подростку хотелось заплакать или, наоборот, было смешно и весело, хотелось в ответ на какие-то действия персонажа подвигаться, потанцевать, попеть. Во время обсуждения можно предоставить возможность для реализации таких действий. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||