arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   В начале 1980-х годов на базе накопленного в предшествующие годы опыта и сложившейся благоприятной социокультурной ситуации педагогические части ТЮЗов перешли от локальных методов пропаганды искусства собственного театра к более широкой образовательно-просветительской деятельности. Во многих городах России ТЮЗы в те годы превращались в своеобразные центры молодежной культуры.

На новый уровень развития выходит в эти годы и - непременная составляющая, как это было отмечено нами выше, функций педагогических частей - исследование зрителя, особенностей его восприятия, динамики предпочтений и т.д. Именно в начале 1980-х годов в педагогические части ТЮЗов начали приглашать профессиональных психологов.

К началу 1980-х годов ТЮЗ, как социально-художественный институт, выработал четкую художественно-педагогическую программу, которая строилась на принципах:

1 общности эстетических позиций взрослого и детского театров;

2 преимущественной ориентации на многосоставную, разновозрастную аудиторию;

3 опоры на определенные представления о современном зрителе;

4 тесной взаимосвязи детского театра со школой.

В начале 1980-х годов к ТЮЗам приросло определение «эстетическая десятилетка». Однако произошедшая в середине 1980-х годов смена социокультурной парадигмы развития страны поставила театры, и прежде всего детско-юношеские театры, в совершенно новые - рыночные, свободные от жесткого руководства чиновников и «от культуры» и «от образования» - условия. Определение «эстетическая десятилетка», прикрепленное к ТЮЗам, себя дискредитировало, как формально в качестве лингвистического символа советской эпохи, так и сущностно как пережиток идеологической плановой системы.

В это время в развитии детско-юношеского театра обозначились полюса единого процесса. С одной стороны, ярко заявили о себе те художники детско-юношеского театра, которым свобода помогала расти, поднимать творческую планку и совершать художественные открытия, с другой стороны обозначилось то крыло деятелей детско-юношеского театра, которые вне определенного четкого руководства стали терять критерии качества как самого по себе искусства, так и его адресной, а следовательно, педагогической направленности. Одни художники стремились самовыражаться и самоутверждаться, другие - изживать свои «тюзовские комплексы», третьи в условиях коммерциализации искусства «работали на кассу».

В подобной ситуации педагоги театров либо превращались в дополнительных администраторов или уполномоченных по сбыту билетов, либо их должности упразднялись вовсе.

Однако обозначенные полюса не исчерпывают разноликой и многообразной реальности бытования детско-юношеских театров в «перестроечное» и «постперестроечное» время. Выход из этих полярных тупиков был, видимо, уже найден или, по крайней мере, четко осознан на рубеже 1970-1980-х годов. Например, в обозначенной нами позиции А.Я. Шапиро, согласно которой забота о воспитании своих юных зрителей ничуть не мешает полноценной творческой самореализации «взрослого» профессионала.



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz