|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
В начале 1980-х годов на базе накопленного в
предшествующие годы опыта и сложившейся благоприятной социокультурной ситуации
педагогические части ТЮЗов перешли от локальных методов пропаганды искусства
собственного театра к более широкой образовательно-просветительской деятельности.
Во многих городах России ТЮЗы в те годы превращались в своеобразные центры
молодежной культуры.
На новый уровень развития выходит в эти годы и - непременная составляющая, как это было отмечено нами выше, функций педагогических частей - исследование зрителя, особенностей его восприятия, динамики предпочтений и т.д. Именно в начале 1980-х годов в педагогические части ТЮЗов начали приглашать профессиональных психологов. К началу 1980-х годов ТЮЗ, как социально-художественный институт, выработал четкую художественно-педагогическую программу, которая строилась на принципах: 1 общности эстетических позиций взрослого и детского театров; 2 преимущественной ориентации на многосоставную, разновозрастную аудиторию; 3 опоры на определенные представления о современном зрителе; 4 тесной взаимосвязи детского театра со школой. В начале 1980-х годов к ТЮЗам приросло определение «эстетическая десятилетка». Однако произошедшая в середине 1980-х годов смена социокультурной парадигмы развития страны поставила театры, и прежде всего детско-юношеские театры, в совершенно новые - рыночные, свободные от жесткого руководства чиновников и «от культуры» и «от образования» - условия. Определение «эстетическая десятилетка», прикрепленное к ТЮЗам, себя дискредитировало, как формально в качестве лингвистического символа советской эпохи, так и сущностно как пережиток идеологической плановой системы. В это время в развитии детско-юношеского театра обозначились полюса единого процесса. С одной стороны, ярко заявили о себе те художники детско-юношеского театра, которым свобода помогала расти, поднимать творческую планку и совершать художественные открытия, с другой стороны обозначилось то крыло деятелей детско-юношеского театра, которые вне определенного четкого руководства стали терять критерии качества как самого по себе искусства, так и его адресной, а следовательно, педагогической направленности. Одни художники стремились самовыражаться и самоутверждаться, другие - изживать свои «тюзовские комплексы», третьи в условиях коммерциализации искусства «работали на кассу». В подобной ситуации педагоги театров либо превращались в дополнительных администраторов или уполномоченных по сбыту билетов, либо их должности упразднялись вовсе. Однако обозначенные полюса не исчерпывают разноликой и многообразной реальности бытования детско-юношеских театров в «перестроечное» и «постперестроечное» время. Выход из этих полярных тупиков был, видимо, уже найден или, по крайней мере, четко осознан на рубеже 1970-1980-х годов. Например, в обозначенной нами позиции А.Я. Шапиро, согласно которой забота о воспитании своих юных зрителей ничуть не мешает полноценной творческой самореализации «взрослого» профессионала. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||