|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Далее подростку предоставлялась возможность
«выплеснуть» все свои негативные эмоции, если таковые имелись, по поду спектакля.
Следовала цепочка вопросов на выявление негатива: «было ли в спектакле что-то
такое, что Вас раздражало?», «были ли в спектакле такие моменты, когда Вам
было скучно, неинтересно, хотелось уйти?» и т.д.
Иногда в ходе обсуждения выяснялось, что причиной для раздражения и отсутствия интереса оказывалось незнание подвергаемых иронии социокультурных реалий и персонажей (Ванга, Левитан и др.) или текста-оригинала («а для чего он скупает «мертвые души»?), или просто незнакомое слово, а тем более их обилие, или не проговариваемое подростками, но явственное из их ответов непонимание подоплевки происходящего действия и мотивов поведения персонажей. Последнее особенно четко проявлялось в отношении спектакля «Мурлин Мурло». Выяснение причины негативной эмоции - непременное условие ее преодоления. Более того, пока эмоция не преодолена и, если это возможно, не выяснена ее причина, она для подростка, не имеющего богатого театрального опыта, распространяется, во-первых, на весь спектакль (и все его составляющие), на весь театр и, возможно, на все театральное искусство; во-вторых, на него самого, с присущей его возрасту неустойчивой то заниженной, то завышенной самооценкой. И тот, и другой вариант «отворачивает» подростка от театра. В первом случае «плохим» оказывается театр, во втором случае «плохим» в ситуации присутствия в зрительном кресле оказывается сам подросток, который обязательно, если не получит компенсацию и «реабилитацию» в самом театре, будет искать ее за его пределами, найдет ее там и в театр тогда вряд ли вернется. В контексте изложенного можно прокомментировать максимально доброжелательный и одобряющий любые суждения тон заслуженного деятеля науки РФ доктора педагогических наук М.И. Рожкова, который в декабре 2001 года проводил в театре обсуждение спектакля «Ехай!» с трудными подростками из специализированного для детей с наркозависимостью лагеря «Викинги». Опытный педагог создавал, «впечатывал в сознание» положительный образ, социально одобряемый и принимаемый подростков, который, будучи воспринят в театре, возможно, и отождествился у них с социальной ролью театрального зрителя. После блока вопросов на выявление и выяснение негатива следовал блок вопросов на выявление и закрепление положительных эмоций: «а было ли в спектакле что-то, что Вас по-настоящему задело?», «Были ли в спектакле моменты, когда Вам было по-настоящему смешно? А грустно? Вспомните эти моменты» и т.д. Подростки, выплеснув уже все свои негативные эмоции, непременно находили что-то в спектакле интересное и личностно значимое, на основе чего можно было строить дальнейший ход обсуждения. (Описание см. ниже). Однако прежде, чем перейти непосредственно к описанию специфики организации обсуждения в подростковой аудитории, мы хотели бы рассмотреть проблему восприятия подростками театрального искусства, а также условия и меры, необходимые для оптимизации подросткового восприятия в театральном зале, что является предпосылкой успешности собственно проведения обсуждения и достижения с его помощью определенного педагогического эффекта. В собственной практике для выявления особенностей восприятия подростками спектаклей нам представлялось целесообразным использование методик, преимущественно связанных с устным опросом. В то время как, например, нам известен опыт педагогов РАМТа, широко применяющих метод анкетирования для выявления характера восприятия зрителями премьерных спектаклей. Применение анкетирования в нашей практике (См. варианты анкет в приложении) не дало тех результатов, которых мы добились, применяя метод беседы. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||