|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Античное искусство ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все это предвещало рождение иного раннехристианского искусства, предпосылки которого созревали в античности еще до укрепления и распространения христианства как государственной религии. Английский историк Е. Доддс в книге "Греки и иррациональное" ("The Greeks and the irrational", 1951) выдвинул гипотезу, что именно рационализм, логика и "принцип телесности" в конце концов погубили античную культуру и подготовили почву для расцвета христианской иррациональной духовности. Но античная Греция, а затем и Рим, прежде всего в области архитектуры и скульптуры, успели заложить основы общеевропейской культуры и, в частности, рационального художественного мышления - краеугольного камня Классицизма в искусстве. Именно этим объясняется европоцентризм последующей истории художественных стилей, и то, что европейский Классицизм XVI, XVII, XVIII и XIX веков опирался на античное искусство. Это происходило не в силу простого подражания произвольно выбранному идеалу, а по причине стремления к устойчивым критериям - рациональности и конструктивности художественного мышления. Сила этой европейской традиции была настолько велика, что самые разные направления, течения и стили: Романтизм, Барокко, Ампир, Бидермайер, "неоренессанс", Маньеризм, "северный модерн" были так или иначе связаны с переосмыслением классицистических форм. Подводя итог собственным размышлениям на эту тему, историк искусства, один из создателей венской школы искусствознания М. Дворжак писал о том, что вся история искусства "в после-античный период" есть история "борьбы между духом и материей", взаимодействия рационального и иррационального начал, натурализма и идеализма, борьбы, начало которой мы находим в античной Греции и Риме.
АНГЛИИ ИСКУССТВОАНГЛИИ ИСКУССТВО, АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ - (англ. English Art от лат. anglii -англы; см. искусство; стиль ) - обобщающие названия проявлений искусства на территории Англии с периода средневековья до настоящего времени. В середине 1 тыс. н. э. на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов и фризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население -бриттов. В VI-VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская культура (сравн. саксонское искусство), но в 1066 г. Британия подверглась норманнскому нашествию. В период правления норманнского короля Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) велась борьба англосаксов и норманнов между собой, а тех и других - с набегами викингов. В XII-XIV вв. происходило постепенное слияние англосаксонского населения с франкоязычными норманнами и, к XVI столетию, в общих чертах, сложился оригинальный исторический тип искусства, впитавший в себя кельтские, саксонские, норманнские и романские элементы. Этот тип мы называем английским. Его своеобразие объясняется отчасти и тем, что романские элементы не имели в искусстве Англии такого значения, как в странах континентальной Европы. Высадка на острове римских легионеров во главе с Юлием Цезарем, в 55 г. до н. э., не привела к романизации культуры местных племен. С этим связано и некоторое отставание в формировании предренессансных и ренессансных тенденций (см. елизаветинский Ренессанс). Из-за своего островного положения Англия всегда была обособлена от остальной Европы. Римляне, назвав эту страну по меловым отложениям прибрежных скал туманным Альбионом (лат. Albion от albus -белый), так и не смогли продвинуться вглубь, на Север. Испытав ожесточенное сопротивление кельтов, они вскоре окрестили ее "Alter orbis" (лат. "Иная земля"). Трудно обнаружить другую европейскую страну, так великолепно отделенную от остального мира не только проливом Ла Манш (англичане упорно называют его "Английским каналом"), но и традиционным высокомерием людей. "Как у вас там, на островах?" - любят спрашивать англичане у французов и немцев. Особенное географическое и историческое положение Англии влияло на ее искусство. "Непохожесть" художественного развития Англии состоит прежде всего в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классических европейских стран: Италии, Франции и даже Германии. "Те художественные тенденции, которые в Европе следуют одна за другой, - писал Б. Виппер, - в Англии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясь независимо друг от друга". В отношении уплотненности, "спрессованности" этапов и стилей Англию можно сравнить только с одной страной - Россией (см. русское искусство, "русский стиль"). Дух рационализма и прагматизма затруднял в Англии развитие изобразительного искусства. Даже в самом рациональном виде искусства - архитектуре - англичане заимствовали элементы европейской Готики, французского и итальянского Классицизма, голландского и фламандского барокко, перерабатывая все на свой практический вкус. Совершенно не прижилось в Англии иррациональное, мистическое итальянское Барокко (см. Якова стиль; Анны королевы стиль; Реставрации Стюартов стиль). Самое яркое проявление Классицизма в английской архитектуре - английское палладианство А. Джонса, Дж. Уэбба, Дж. Вуда, Дж. Вэнброу, У. Кента, К. Кэмпбелла - самое догматичное и консервативное в Европе. А более оригинальное искусство братьев Адам и К. Рена, известных английских классицистов, - ничто иное, как эклектика. Из разных компонентов английские архитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялся вплоть до современности (см. георгианский стиль). Особенно справедливо это в отношении архитектуры "типично английского дома" - коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковой конструкции, планировкой на двух уровнях с внутренними лестницами, дубовыми панелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой и поднимающимися вверх рамами, коврами на полу, обязательным камином в гостиной... Все эти традиционные приметы английской жизни объединяются понятием "староанглийский стиль". Парадоксально, но очень по-английски этот "старый" стиль просто и естественно вошел в "новый" стиль английского Модерна. А революционные течения в искусстве Модерна - конструктивизм, функционализм, были оттеснены на Север и развивались не в чопорном Лондоне, а в Шотландии, в "школе Глазго". В Англии практически не существовало национальной школы скульптуры, как и в весьма прагматичной Голландии. Наиболее известные художники-декораторы, как например резчик по дереву Г. Гиббоне или орнаменталист Д. Маро, приезжали из Нидерландов. Знаменитый английский керамист Дж. Веджвуд и, сотрудничавший с ним, скульптор и рисовальщик Дж. Флаксман, создавали свой "чистый" классицистический стиль, копируя и соединяя вместе греческие, римские, этрусские, "помпеянские" образцы (см. "веджвуд"). В живописи долгое время ведущая роль принадлежала иностранцам: X. Хольбайну Младшему в XVI столетии, А. Ван Дейку и П. Рубенсу в XVII. И только в XVIII в. в лице У. Хогарта английская живопись обрела свой голос, хотя и довольно странный. "Литературная" живопись Хогарта находилась вне европейской художественной традиции, но его теоретический трактат "Анализ красоты" (1753) опередил свое время. Более "живописные" художники, Дж. Рейнолдс и Дж. Ромни, продолжили заложенную Хогартом сентиментальную традицию в портретной живописи, но она быстро привела к помпезному "большому статуарному стилю" - воплощению самого поверхностного, декларативного академизма. Англия знаменита своими граверами. Но классик "чисто английской" техники пунктира - Ф. Бартолоцци, с 1764 г. работавший в Лондоне, по национальности итальянец, и все его достижения - в области воспроизведения живописных оригиналов, картин других художников. Еще одно английское изобретение - техника меццотинто, "английская манера" мастеров-виртуозов В. Грина, Дж. Дина, Дж. Уокера, Дж. Уотсона, Дж. Смита, Т. Фрая, У. Дикинсона, Р. Ирлома также была поставлена на службу репродукции. С середины XVIII в. сентиментальная линия английского изобразительного искусства начинает оказывать решающее влияние на европейское художественное развитие. Англия - родина преромантизма, романтического движения, вылившегося в стиль Неоготики, лишь позднее распространившегося во Франции, а затем в Германии и России. В жанре портрета и пейзажа английская живопись остается национальной даже в непосильной, подчас, конкуренции с французским искусством. Именно англичане: Т. Гейнсбо-ро, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон - их называют преимпрессионистами - предвосхитили открытия французских барбизонцев и импрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль "пикчуреск" (англ, picturesque -живописный), в рисунках У. Гилпина и акварелях П. Сэндби, породил моду на "пейзажный стиль", в том числе и в садово-парковом искусстве, и с тех пор живописные "пейзажные" сады свободной планировки стали называться английскими в противопоставление регулярным французским. Но не только в искусстве, во многих проявлениях жизни прочно вошло в обиход выражение "английский стиль". Оно подразумевает умеренный консерватизм, уважение к традициям, рациональность мышления, сдержанность, чувство меры, строгость и элегантность формы. "Хороший английский вкус" (good english taste) несовместим с излишествами. В серии телевизионных передач, посвященных основам английского дизайна, организованной К. Кларком в 1970-х гг., эта мысль была сформулирована так: "Если в жизни мы не ходим по цветам, то мы не должны ходить по ним и на коврах". Английское искусство, несмотря на все заимствования и внешние влияния, непримиримо остается английским, точно также, как англичанин в любых условиях остается англичанином. Примечательна и ретроспективность, граничащая с реакционностью, с особой силой проявившаяся в дилетантском искусстве английских прерафаэлитов. Оторванность от европейской, эллинистической художественной традиции все же становилась причиной частых сбоев вкуса. С наибольшей силой и самым затяжным образом это проявилось в так называемом "викторианском стиле", захватившем почти весь английский девятнадцатый век - как раз том стиле, с которым так отчаянно сражались прерафаэлиты, Дж. Раскин, У. Моррис. Эклектизм викторианцев был крайностью, как бы реакцией на более соответствующий английскому духу пуританский стиль. Специфичен и "стилистический разброс", проявившийся в искусстве английского Модерна: "эстетическое движение" О. Уайлда, "японизмы" Дж. Уистлера, эдвардианский неоклассицизм. Английская готика и "пейзажный стиль" были популярны в России. В 1770 г. императрица Екатерина II послала в Англию для ознакомления с этим стилем архитектора В. Неелова с сыном. В "пейзажном стиле" устраивался парк в Царском Селе и в Павловске (см. царскосельский классицизм; павловский романтизм). В 1770-1774 гг. Дж. Веджвуд по заказу Екатерины II исполнил свой прославленный "Сервиз с зеленой лягушкой" для Чесменского дворца, на каждом предмете которого был изображен "типичный английский пейзаж" в романтическом, слегка сентиментальном стиле. В России, главным образом в Петербурге, во второй половине XVIII в. русскими мастерами изготавливалась так называемая "английская мебель" из красного дерева в подражание подлинным образцам Т. Чиппендейла и Дж. Хэпплуайта. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |