arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Органическая архитектура — регионализм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Этот беглый исторический экскурс объясняет ту легкость, с которой в Японии произошёл сплав традиций с модернизмом. В современном капитальном строительстве традиционный легкий деревянный каркас трансформировался в каркасные железобетонные монументальные сооружения местных зодчих - К.Маякава /ученика Ле Корбюзье/ К.Танге, К.Курокава и др. Классическим произведением японского модернизма стало здание музея Мира в знаменитом мемориальном комплексе г. Хиросима /арх. Танге,1949-1956 гг./. Однако очень скоро эмоциональная недостаточность модернизма потребовала поиска дополнительных выразительных средств /прежде всего из области традиционного регионального зодчества/, продолжающегося и поныне. Регионализм в современном японском зодчестве развивается по трём направлениям - имитации, иллюстративного традиционализма и органиченного преломления традиций. Имитацию традиционного сруба в железобетоне чаше всего применяют в культовом зодчестве, но её можно встретить и в архитектуре светских зданий, выставочном павильоне Японии на Экспо-67 в Монреале/арх. Иосинобо Асахара/ или в здании Национального театра в Токио /арх.Хироюки Ивамото/. В последнем горизонтальные навесные железобетонные панели наружных стен снабжены фасадным рельефом, имитирующим поверхность рубленой деревянной стены.
Иллюстративному традиционализму присущ приём введения в здание, скомпонованное в формах модернизма, отдельных элементов "напоминаний" о традиционных архитектурных формах. Иногда они носят характер прямых цитат. Так, например, для венчания здания международных конференций в Киото арх.С.Отани и Т.Оти избрали в качестве исторического прототипа венчание храма III в. в г. Исе "транспонировав" его в железобетон. Арх.К.Кикутаке, проектируя для г. Идзума комплекс административного здания и музея, включил в композицию фасада железобетонные солнцезащитные решетки, повторяющие рисунок деревянных решеток храма VII в.
К органичному направлению привлечения принципов традиционного зодчества можно отнести композицию здания фестиваль-холла в Токио /арх.К.Маякава,1960г/. В здании с лёгким железобетонным каркасом, заполненным светопрозрачными ограждающими конструкциями, применена массивная крыша с большим выносом. Массивность этой железобетонной крыши зрительно увеличивает бетонный же наклонный высокий парапет, ограждающий от ветра пространство эксплуатируемой крыши. Отвечая глубинным традициям национального зодчества, композиция фестиваль-холла нова по форме и полностью лишена имитаторства. Такой же тяжёлый парапет - принципиально других рисунка и формы применён в композиции здания музея в Нагасаки /проект архитектурной фирмы Сова,1966г/. Насколько этот приём способствует повышению выразительности композиции легко убедиться, сопоставив решения двух выше названных зданий с построенном приблизительно в тот же период /1955г/ Ле Корбюзье по всем канонам модернизма музеем западного искусства в Токио. К сожалению, этот столь органичный для Японии прием тяжелого венчания был очень активно, но чисто формально растиражирован архитекторами всего мира, его можно встретить теперь во всех крупных городах от Москвы до Чикаго.
Путь, пройденный японской архитектурой в освоении регионального наследия при проектировании современных монументальных зданий, проще проследить, сопоставив два объекта одинакового назначения /ратуши/ в творчестве одного автора - К.Танге, разделённые двумя годами: здания префектуры Кагава в г. Такамацу /1958 г/ и муниципалитета в г. Курасики /1960 г/ Первое представляет собой изысканный образец композиции в "интернациональном стиле", и о его национальной принадлежности говорят только вынесенные на фасад торцы многочисленных железобетонных консолей, напоминающие традиционные японские деревянные конструкции.
Второе - явление чисто региональной архитектуры, хотя не содержит ни одного элемента национального зодчества. Его влияние сказалось опосредованно на рисунке редко расставленных открытых опор первого яруса /в отличие от европейского приёма сужения опор книзу они здесь слегка расширяются/, пропорциях сборных элементов двухрядной разрезки фасадных стен и их перевязке в углах, образно ассоциирующейся со спряжениями деревянного сруба, тяжелом венчании здания.
К глубинным проявлениям японского регионализма следует отнести и сугубо избирательное отношение к выбору современных несущих конструкций и отражению в композиции их тектонических возможностей. Поскольку традиционное зодчество развивалось на основе деревянных стоечно-балочных и срубных конструкций, ему остались чуждыми тектоника сводчатых и купольных систем. Соответственно в современной архитектуре зодчие активно применяют ребристые железобетонные перекрытия и выявляют их элементы на фасадах и в интерьере, но почти не применяют безбалочных; широко используют складчатые железобетонные конструкции для покрытий и стен, но почти не применяют аналогичных им по статической работе многоволновых цилиндрических и коноидальных оболочек, не применяют сводов и куполов, но активно используют висячие системы покрытий, компонуя с их помощью сложные и разнообразные объёмные формы. Будучи полностью новаторскими по конструкции, они своим силуэтом образно перекликаются со сложными формами покрытий в традиционном зодчестве.
Наиболее ярко это проявилось в архитектуре Олимпийского комплекса в парке Йо-йоги в Токио /арх. К. Танге, 1964 г/. Спортивный комплекс образован двумя зданиями: крытого плавательного бассейна и баскетбольного зала. Здания имеют висячие покрытия. Основные несущие троссы первого здания крепятся к двум несущим пилонам, второго - к одному, а второстепенные - к пространственным железобетонным опорным контурам. Композиция зданий комплекса решена в двух архитектурных масштабах: крупном - у пространственных формах и силуэте металлических висячих покрытий, и более мелком - в "стоечно-балочных" членениях опорного контура, ассоциирующихся с традиционными архитектурными формами и находящимися в зоне активного зрелищного восприятия.
В конце века, в 1980-1990-е гг. японский регионализм сдаёт позиции общемировым архитектурным течениям - преимущественно неомодернизму, отчасти неоэкспрессионизму и постмодернизму. В этих направлениях работают, как старые мастера - К. Шинохара, К. Кикутаке, А. Исозаки, так и более молодые - Т. Андо, Т. Ито, К. Моцуна. Нивелируются и выразительные средства - в ограниченном обьёме начали применяться сводчатые и купольные конструкции. В значительной степени переходу к общемировым течениям способствовало постепенное вытеснение железобетона металлическими конструкциями в компоновке фасадов и интерьеров.
В отечественном зодчестве в связи с активной национальной политикой правительства СССР архитектурному регионализму уделялось большое внимание. Особенно ярко он проявлялся в архитектуре крупных общественных зданий в республиках Закавказья и Средней Азии. Самым выдающимся примером органичного преломления традиционных архитектурных форм в решении новых задач оказалось творчество А. Таманяна, в частности в здании театра оперы и балета им. Спендиарова в Ереване /1926-1953 гг/. Однако, в большинстве случаев архитектура этих республик развивалась по пути иллюстративного регионализма. Основным средством стала имитация национальной орнаментики в рисунках железобетонных солнцезащитных решеток, вкомпоновывавшихся в фасады зданий самого различного назначения /музея В. И. Ленина и гостиницы "Узбекистан" в Ташкенте, цирка и дворца культуры в Алма-Ате и др./.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Сущность структурализма

СТРУКТУРАЛИЗМ - художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Его сущность заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы.
В области эстетизации функционально обусловленной формы структурализм противостоит функционализму 1920-х гг., который не исповедывал подчинения объёмной формы чисто композиционным требованиям. Классический функционализм исходил из примата функции, как самодовлеющего фактора в архитектурной композиции. Достаточно вспомнить радикальное высказывание Б. Таута: "Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит. Мы попросту не верим, чтобы что-либо могло плохо выглядеть и в то же время хорошо функционировать".
В конструктивизме 20-х гг. культ конструкции, как основы архитектурной формы и образа, базировался на известной идеализации плохо изученной новой индустриальной строительной формы /преимущественно из железобетона и стекла/ и сопровождался пренебрежительным отношением к эстетическим возможностям традиционных материалов - камня, дерева, кирпича.
Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х гг.
Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами, применяя их как в исторических, так и в новых конструктивных формах /например, в плоскостных и пространственных гнутоклееных конструкциях из древесины/. Таким образом, структурализм стал путём подлинно тектонического освоения техники в отличие от романтизированного техницизма в раннем функционализме.
Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством американских архитекторов Л. Кана и П. Рудольфа в 1950-1960-х гг. Структурирование формы здания, его объёмов и пространств в работах Л. Кана исходит из функционального назначения последних и требуемого в них микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Он группирует основные и вспомогательные помещения в самостоятельные объёмно-пространственные элементы, считая, что "архитектура- разумный способ организации пространства... Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых. Одна - брутальная, другая - ажурная, полная света". Гармонизируя форму и ритм чередования объёмов групп основных и обслуживающих помещений, Л. Кан нашел исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz