|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Неогреческий стиль ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выдающимся представителем ретроспективного стилизаторства второй половины XIX в. в Москве был архитектор К. М. Быковский (1841 -1906 гг.) - сын М. Д. Быковского. Его основные произведения - здания Государственного банка (1893-1895 гг., перестроено), Зоологического музея (1896- 1906 гг.) -характеризуют западную ориентацию творческого поиска. Весьма интересна также постройка архитектором А.С.Каминским (1826 - 1897 гг.) в 1870-х годах Купеческой биржи в псевдогреческом стиле. И в других городах появляется все больше эклектических зданий общественного назначения - театров, учебных заведений, больниц. Видным специалистом в области строительства театров был архитектор В. А. Шретер, по проектам которого были выстроены театры в Рыбинске, Иркутске, Киеве, Тифлисе (Тбилиси) и других городах. Следуя программному условию: театр в Тифлисе создать "в арабском или персидском вкусе", он прибегнул к поверхностной стилизации мотивов восточной архитектуры. Здание это выстроено в 1880-1890 годах. В те же годы в Одессе был сооружен огромный театр по проекту венских архитекторов Г. Гельмера и Ф. Фельнера. На облике этого театрального здания сказалось увлечение претенциозной эклектической декоративностью, ярче всего воплощенной в очень популярном тогда здании Большой оперы (Гранд-Опера) в Париже (1861 -1875 гг.), построенном по проекту архитектора Ш. Гарнье (1825-1898 гг.). Здания театров играли важную градоформирующую роль, ибо они способствовали образованию в городах театральных площадей или уширений улиц. Однако еще большее значение в городах приобретали железнодорожные вокзалы, функции которых обусловливали обязательное появление вблизи них городских площадей. Архитектурная же характеристика фасадов вокзалов, несмотря на новаторскую сущность этих сооружений, оставалась в рамках эклектической стилизации, с которой иногда сосуществовали новые архитектурные формы, что, например, присуще облику Одесского вокзала, выстроенного по проекту архитектора В. А. Шретера в 1879-1883 гг. Ориентация на ретроспективное стилизаторство как творческий метод в сознании будущих архитекторов воспитывалась со "школьной скамьи" в обоих высших архитектурных учебных заведениях России того времени: в Петербургской Академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Студентам устанавливались программы на разработку проектов, причем обязательно в каком-либо историческом стиле: "в изящном и классическом", византийском, готическом, новогреческом и др. Продолжавшаяся практика заграничных командировок академических пенсионеров предусматривала поездки прежде всего в страны возможного заимствования (Францию, Германию и Англию) "для обозрения известных там зданий". Тематика проектов на присвоение звания академика отвечала требованиям времени, а потому, помимо традиционных программ на проекты храмов, давались задания на разработку проектов "вододейственного несгораемого Оружейного завода" (1842 г.), торговых и публичных бань "с удобствами и роскошью" (1846 .г.), "воинской богадельни" (1851 г.) и т. п. Острая потребность в специалистах архитектурно-строительного дела для провинциальных городов не могла быть удовлетворена ни петербургской, ни мотовской архитектурными школами, и потому в 1830 г. было создано Архитекторское училище при Академии художеств, а в 1832 г. при Главном управлении путей сообщения открыли Училище гражданских инженеров. Однако все возрастающее значение инженерно-технической стороны архитектуры и продолжающаяся нехватка специалистов привели к слиянию обоих вновь учрежденных училищ и организации Строительного училища. Оно должно было подготавливать специалистов широкого профиля, способных заниматься сооружением гражданских зданий, фабрик и заводов, мельниц и других промышленных сооружений, устройством дорог, мостов и плотин, а также водопроводов, артезианских колодцев и всех гидравлических работ в городах. В 1882 г. Строительное училище преобразовали в Институт гражданских инженеров - вторую по значению высшую архитектурно-строительную школу, готовившую высококвалифицированных специалистов с архитектурным и инженерно-техническим образованием.
НЕОМОДЕРНИЗМ, ДЕКОНСТРУКТИВИЗМНеомодернизмНЕОМОДЕРНИЗМ - происшедший в конце 50-х гг. кризис функционализма /интернационального
стиля/ был в известной степени преждевременным и недостаточно обоснованным.
Его формообразующий и композиционный потенциал остался далеко не исчерпанным,
а в части тщательности анализа и строгости учета функциональных требований
при проектировании он сохранил преимущества и перед хай-теком и перед
постмодерном. В связи с этим совсем не случайно в конце 70-х гг. интерес
к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь выходит на арену мирового
зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма,
неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения
неомодернизма не входят в традиционное для Современного движения противостояние
со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки.
Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен
по отношению к цвету: это не всегда "белая архитектура", активно
применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер
неомодернизма Р. Майер хранит преданность белому цвету, считая, что "белый
цвет - иллюзорный символ непрерывности развития", и возводит в свои
неизменно белые элегантные крупные общественные здания в центрах Парижа,
Гааги, Лос-Анжелеса и др. крупнейших городов.
ДеконДЕКОНСТРУКТИВИЗМ - в целом, при всём разнообразии индивидуальных творческих манер и кредо, мастера декона базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации /"искажению абстракции"/, что придаёт их композициям динамизм и остроту. В качестве источников разные авторы деконструктивизма избирают различные периоды и авторов русского авангарда. Так, например, Р. Коолхас и 3. Хадид в своей работе ориентированы на поздний авангард и особенно на "антигравитационную" архитектуру И. Леонидова. Р. Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге /1984- 1987 гг./ объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3. Хадид - подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте "Пик-клаба" для Гонконга /1983 г./ Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда /Н. Ладовского, К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой/ или уравновешенные композиции А. и В. Весниных.Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе "бытие как присутствие", абсолютизирующем настояшее время. Выход из этой метафизичности Ж. Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения /" деконструкции" / самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох. Хотя основные положения мирооззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом /науку о письме он называет "граммотологией"/, он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма. В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Муми. В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно- двухэтажных павильонов - "фоли" - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. Деррида пишет, что "фоли вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось давало смысл архитектуре... "Фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |