|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Неомодернизм, деконструктивизм ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Они дестабилизируют смысл, смысл смысла. Не приведёт ли это назад к пустыне "антиархитектуры", к нулевой отметке архитектурного языка, при которой он теряет сам себя, свою эстетическую ауру, свою основу, свои иерархические принципы?.. Бесспорно нет. Фоли ... утвержлают, поддерживают, обновляют и "переписывают" архитектуру. Возможно они возрождают энергию, которая была заморожена, замурована, похоронена в общей могиле ностальгии". Наряду с фоли принципам декона подчинена композиция и ряда крупных сооружений парка ла Виллет. Так, например, в 6- этажном здании Города музыки" /1984-1990 гг. арх. К. Портзампарк/ криволинейное железобетонное покрытие "оторвано" от основного массива здания и "парит" над стеклянным витражом, заполняющим разрыв между массивными наружными стенами и покрытием. Приём фоли повторён немецкими архитекторами Шнайдером и Шу- махером в здании "Инфо-бокс" /1996 г./ на площадке строительства и реконструкции Потсдамер - платц в Берлине. Этот длинный красный "железный ящик" поднят над землей трехвегвыми стальными опорами. По законам декана на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом. В интерьере наружные стены отделены от перекрытий широким /до одного метра/ зазором. В качестве примера немецкого декона в архитектуре может служить и решение многоэтажного жилого дома, расположенного в центре Берлина на углу Кох- и Фридрихштрассе, недалеко от разрушенной "Берлинской стены". Этот 8-этажный дом построен по проекту арх. П. Эйзенмана. Светлозелёный объём углового дома с характерными для конструктивизма плоской крышей и крупными прямоугольными светопроёмами содержит такие характерные для деконструктивизма элементы композиции, как подрезку угла здания с консолированием двух верхних этажей, введение цвета с наложением на плоскость фасада трёх прямоугольных сеток облицовки - белой, серой и розовой с разными размерами прямоугольных ячеек, что приводит к сбивке масштаба и зрительной деконструкции здания. Той же визуальной деконструкции служит "нематериальная" витражная фактура стен первого этажа по углам дома. По замыслу автора первый этаж должен был перекликаться с Берлинской стеной, для чего был скоордионирован с ней по высоте /3,3 м/ и содержал плоские глухие участки наружных стен. Однако эта ассоциация осталась чисто литературной, образно не детерминированной. Интересно, что при декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приёмы мастеров декона и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются общими. Это положение легко подтвердить, сопоставив решение выше описанного дома Эйзенмана с композицией близко расположенного /на углу Кохштрассе и Вильгельмштрассе/ 7- этажного дома, возведённого по проекту одного из ведущих мастеров постмодерна - Альдо Росси. Так же как и первый, этот дом занимает ответственное градостроительное положение, замыкая своим угловым объёмом перспективы пересекающихся улиц и поддерживая репрезентативность примыкающей застройки. Композиционно дом расчленён на ряд грубо материальных коричных блоков "нематериальными" 5-этажными витражными вставками. На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты /красный кирпич, жёлтые пояса, окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки/. В компоновке фасада - характерная для декона "сбивка масштаба" -ряды обычных светопроёмов перебиваются крупными двухэтажными светопроёмами, объединяющими по четыре окна увеличенных размеров. Основным композиционным "ударом" служит глубокая и высокая /в 4 этажа/ угловая подрезка с опиранием верхних этажей на одиночный столб гипертрофированного сечения. Активная композиционная роль столба подчёркнута и его цветом - белый цвет контрастирует с красно-кирпичным фасадом. Этот приём активной угловой подрезки, применённый Эйзенманом и Росси, не может не вызвать в памяти первоисточник. Впервые он был освоен выдающимся мастером отечественного конструктивизма И. Голосовым в его здании клуба им. Зуева на Лесной ул. в Москве /1927-1929 гг./. КАТОЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОКАТОЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - (от греч. katholikos - всеобщий). Католицизм - движение в общественном сознании, отчетливо проявившееся в первых веках христианства и окрепшее в противодействии церковному расколу, ересям и протестантизму после Тридентского собора (1545-1563). Понятие "католичество" появилось ок. 150 г. в посланиях Св. Игнатия и в сочинениях Отцов Церкви и подразумевало единение, распространение влияния Церкви (греч. katholu - повсюду), основанного на истинных Апостольских заветах. Отсюда второе название: Апостольская церковь. Девиз католицизма: "Quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est" (лат. "Что признается повсюду, всегда и всеми"). Католицизм более всего тяготеет к "consensus omnium" (лат. "всеобщему согласию") и направлен на преодоление идеологических расхождений и церковного раскола. Символ Веры начинается со слов: "Верую в Кафоликию" (в славянском переводе Кирилла и Мефодия: "Верую в Соборную церковь"). Однако агрессивная политика многих римских пап, кардиналов, непримиримость ордена иезуитов и других духовных римско-католических орденов вызывали противодействие поместных церквей, усилившееся после неудачи их объединения на Флорентийском соборе (1431-1449). От Вселенской церкви отделились православная, или ортодоксальная, церковь (греч. orthodoxia - правомыслие), автокефальные церкви (греч. autokephale - "самоглавная"), среди них армянская, грузинская, иерусалимская, сербская. Идеология католицизма основана на учении катафатизма, предполагающего посредством положительных, ощутимых, зримых понятий, представлений, атрибутов представить существование Бога (идеология восточного христианства исторически тяготела к иному, апофатическому мышлению). Поэтому католицизм основан на иконопочитании, использует наглядность образов изобразительного искусства, культ святых мощей, материальных реликвий. Особый "католический" стиль изобразительного искусства складывался в эпоху Итальянского Возрождения, в противодействии византийским традициям, что было усилено расколом церквей и получило наиболее совершенное выражение в стиле римского Барокко, которое недаром именуют "стилем католической иллюзии", "искусством контрреформации". Иллюзорность формы, динамизм, мистичность в соединении с натуралистическими приемами как нельзя лучше подходили для выражения идей торжества католицизма. К этому направлению в искусстве близка школа римского классицизма, сложившаяся в начале XVI в. ПлД влиянием творчества Рафаэля, и жанр "видений". Наиболее яркий представитель "стиля католицизма" этого времени - живописец, монах-долмниканец фра Бартоломмео делла Порта 1Д475-1517), автор больших алтарных картин. Главная особенность алтарных композиций, включающих живопись, скульптуру, архитектонические обрамления, - иллюзорность, даже иллюзионистичность, основывается на "осязательном качестве" формы, выработанном в эпоху Возрождения художниками флорентийской школы. Этим качеством в соединении с искренней набожностью и чувственной трактовкой образов владел замечательный флорентийский художник, монах доминиканского ордена фра Анжелико (1387-1455), прозванный "Беато" (итал. "Блаженный, счастливый"). Католическое мироощущение нашло свое выражение в движении францисканства. Идеология и эстетика католицизма воплотились в искусстве французского Ренессанса и Маньеризма, стилях фламандского и испанского Барокко, искусстве стран Латинской Америки, южнонемецкого барокко. В философии и эстетике XVIII-XIX вв. для обозначения особенностей западноевропейской христианской культуры стали использовать термин "абендланд" (нем. Abendlandes - "Западные земли").
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СТИЛЬКАФЕДРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - (франц. "Le Style Cathedrale") - одно из названий неостиля, "второй волны" Неоготики во Франции 1830-х гг. , порожденной движением "национального романтизма" начала XIX в. В этот период, в отличие от неоготического стиля второй половины XVIII в. , появилась мода на оформление парадных залов, больших аристократических гостиных "в стиле готических соборов" (отсюда название); изготавливалась резная деревянная мебель с готическим орнаментом, напоминающая кресла хоров кафедрального собора, окна украшали витражи с геральдическими композициями. В готическом стиле оформлялись книжные переплеты. КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬКИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ - неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX в. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Х. П. Берлаге (1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов - кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге (1897-1903), близка по стилю "кирпичной готике", а последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Однако "кирпичный стиль" в большинстве европейских стран развивался в границах периода Историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре Модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам (сравн. хайматкунст). С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название: "кирпичный стиль". В Петербурге в этом "стиле" строили архитекторы И. Китнер, К. Шмидт, В. Шретер. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |