|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Искусство Голландии ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вместо помпезных алтарных картин, создававшихся в странах Барокко, не в церкви, а в уютных голландских домах появились композиции просто, но искренне и глубоко раскрывающие содержание Священного писания. Причем предпочтение отдавалось не Новому, а Ветхому Завету, текст которого голландцы знали очень хорошо. Библия была чуть ли не единственным чтением в семейном кругу. Это отчасти объясняет многие сюжетные пристрастия Рембрандта. Война голландцев за независимость отождествлялась с судьбой избранного Богом народа - древними израильтянами и их героями: Ноем, Давидом, Юдифью. Голландские художники смело обращались даже к "малоизвестным библейским мотивам, так как знали, что их отлично поймут". Довольно редкие для голландского изобразительного искусства аллегории подавались приземленно, вероятно, от этого произошло название: "просветительское барокко" Голландии. Даже в названии натюрморта (нидерл. stilleven - "неподвижная модель") слышится практическая сметка, деловой подход, в отличие от позднейшего опоэтизированного перевода с немецкого: Stilleben - "тихая жизнь". Отсутствие богатых заказчиков, меценатов в лице королевского двора или церкви вынудило живописцев работать, как все ремесленники, на свободный рынок. Подобно столярам, ткачам, жестянщикам, они тиражировали свои небольшие картины до тех пор, пока те хорошо продавались. Картина перестала быть уникальным произведением искусства и превратилась в такой же товар, как мебель или посуда. Но конкуренция была велика, художников было так же много, как и картин. Избавившись от римского Папы, испанского короля и его наместников, художники попали в зависимость от рынка. В маленькой Голландии XVII века насчитывалось более двух тысяч живописцев! Художники изготовляли картины партиями, от двух до пяти штук в неделю. Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин, Ф. Вауверман - тысячу сто шестьдесят, А. Кейп - восемьсот сорок, Я. Стен - восемьсот девяносто, А. фан Остаде - девятьсот двадцать. Причем нам известны не все. Многие художники были одновременно и торговцами произведениями искусства, картинами расплачивались за другие товары, налаживая непрерывный "конвейер" по их производству. Конкуренция породила невозможную ни в одной другой школе, кроме голландской, специализацию мастеров внутри каждого жанра. Нередки были случаи совместной работы двух или более художников над одной картиной. Один мастер писал скатерть в натюрморте, другой - фрукты, третий -хрусталь. Так же создавались пейзажи. Подновлялись и переписывались с целью более выгодной продажи старые картины; они дополнялись новыми деталями и фигурами. Удивительно, но при этом живопись Голландии "золотого" XVII века легко обозрима, цельна по стилю. Картину "малого голландца" мы узнаем сразу по особенному чувству детали, способности "в капле воды увидеть море". Только голландец В. К. Хеда в "Натюрморте с рёжером" (1631) может с одинаковым вниманием и маниакальной тщательностью изобразить механизм раскрытых карманных часов и внутренность пирога. Каким-то непостижимым, метафизическим образом и часы, и кожура свежесрезанного лимона, и бархатистая поверхность персика, и складки скатерти на столе обретают в голландских натюрмортах значительность, монументальность, декоративность и не кажутся натуралистичными. Пейзажи Я. фан Рейсдала, в которых можно разглядеть каждую веточку на дереве, поражают живописностью и скрытым напряжением, драматизмом переживания состояний природы. Они отличаются, по определению Э. Фромантена, "весомостью и значительностью своей мысли". Шелковые ткани в картинах Герарда тер Борха (Терборха) написаны с таким смелым противопоставлением холодных светов и теплых рефлексов в тени, что становится ясно: французские импрессионисты в конце XIX в. не открыли, а лишь возродили забытый к тому времени принцип одновременного контраста тонов. Амстердамский живописец и корабельный плотник А. Сило настолько точно изображал в своих небольших картинах оснастку кораблей, что царь Петр I экзаменовал по этим картинам будущих русских моряков. Картины А. Сило из коллекции Петра I можно видеть во дворце Монплезир - "голландском домике" в Петергофе. Сейчас они удивляют не правильностью изображения мачт, рей и парусов, а целостностью изобразительного пространства. Удивительно нежны и одновременно глубокомысленны бытовые сцены в изображении Г. Метсю, а таинственные, останавливающие время интерьеры Я. Фермейра оказываются "выстроенными" на плоскости в соответствии с правилом "золотого сечения". Оказывается, что голландская живопись не просто поэтизирует обыденность, но точным отношением деталей к целому наполняет композицию картины особым чувством гармонии, органичности цвета и света, движения и покоя, плоскости и глубины... Поэтому "многодельные", исполненные в "микроскопической" технике изображения приобретают возвышенность, значительность. Появился и особый термин для обозначения точности изображения и тщательности техники: "гладкописцы" (голл. fijnschilders). Наряду с живописью в Голландии культивировалось искусство гравюры. В основном - виды городов, географические карты и эпизоды морских сражений. Техническое совершенство и точность работы голландских граверов оказали влияние так же, как и несколько позднее венецианская ведута, на развитие европейской пейзажной графики. В искусство голландской гравюры и мировой графики самый значительный вклад внес Рембрандт. В его офортах свет и тень создают воистину ирреальное, мистическое ощущение. О черно-белых офортах Рембрандта часто говорят: "светящаяся тень", "магический свет", цветность. Действительно, трепещущая сетка штрихов в офортах Рембрандта самым непостижимым образом вибрирует золотистым или серебристым светом, придавая особую мистическую атмосферу цветности белой бумаге и черной офортной краске. И все же в целом, в отличие от искусства южного фламандского барокко, голландцы предпочитали сдержанность колорита, светотень - пестроте и красочности. Каноническим для голландского пейзажа стал прием, выработанный еще в нидерландской школе живописи XVI века: затемнение переднего плана с преобладанием коричневых тонов, прозрачность холодных зеленоватых оттенков на втором и высветление дальнего плана с преобладанием голубых красок. В натюрмортах и интерьерах использовалось преимущественно боковое освещение, позволяющее эффектно моделировать объем и фактуру предметов. К концу XVII в. в голландском искусстве все отчетливее проявлялись черты любования богатством, зажиточным бытом, что обозначалось трудно переводимым словом geselligkeit - "уютность, теплота". Долгое время голландская Ост-Индская компания была единственным поставщиком в Европу китайского фарфора, шелка, лаковой мебели. Это дало стимул местному производству. Голландские мастера успешно подражали расписной итальянской майолике. Изображения заморских птиц и цветов, а также тюльпанов и гвоздик, которые голландцы стали разводить в конце XVI в., стали основным мотивом декора мебели в технике маркетри. Цветочные композиции для своих интарсии заимствовал из Голландии знаменитый французский мебельщик А.-Ш. Булль. Голландцы, а за ними французы и англичане стали монтировать подлинные китайские лаковые панно в свою мебель. Они изобрели новый вид мебели - горку: соединение комода и застекленной витрины для демонстрации редких, экзотических вещиц. В XVII в. в Амстердаме создавались изысканные предметы из чеканного серебра с гравировкой и чернением. Как и богемские стеклоделы, голландские мастера освоили гравирование стекла; на больших стеклянных кубках они стали применять точечную технику - алмазное пунктирование. Истинно голландский стиль всегда исходит из размеренности, уравновешенности, скромной нарядности и внимания к свойствам материала. Недаром голландцы так выразительно сопоставляют красный кирпич и темный дуб, светлый мрамор и заморское черное дерево, бронзу и бархат, шелк и белый с синей кобальтовой росписью фаянс. Однако в конце XVII - начале XVIII вв. голландское искусство приходит в упадок: за одно столетие были исчерпаны возможности скромного, очаровательного, но ограниченного стиля. Новые пластические идеи успешнее развивались в Париже, Лондоне, Берлине и Дрездене. Особенным выражением жизненного уклада голландцев стал "голландский садик" с цветниками, непременными тюльпанами; он примыкал непосредственно к дому, с четкой геометрической планировкой аллей, но живописно рассаженными, создающими уют тенистыми деревьями и кустарниками. Стиль голландского сада имел влияние в Англии и России на рубеже XVIII-XIX вв., представляя собой переходную форму от регулярного к пейзажному стилю. Голландские "садовые мастера" работали в Петербурге; голландские мебельщики, ювелиры, резчики и граверы - в Англии и Франции. В Потсдаме, недалеко от Берлина, в начале XVIII в. существовал "голландский городок".
ГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - стилистическое течение в искусстве итальянского Маньеризма первой трети XVI в. Шире - другие позднейшие реминисценции средневекового готического искусства. Согласно концепции "готического возрождения", разработанной в трудах М. Дворжака, Г. Вайзе, И. Хёйзинга, Маньеризм XVI в. представляет собой естественное продолжение готического стиля в Италии, развитие которого лишь ненадолго было прервано римским классицизмом "Высокого Возрождения". Искусство Маньеризма представляется, таким образом, звеном, соединяющим Готику и последующий стиль Барокко, составляющих единую линию европейского искусства, а классицистическое Возрождение оказывается временным "отклонением" от этой основной линии. Оставляя в стороне спорность медиевистской концепции, нельзя не заметить, что столкновения Готики и Классицизма действительно находились в центре внимания художников Итальянского Возрождения. В архитектурных проектах таких убежденных классицистов, как Дж. Виньола и С. Серлио, можно увидеть преображенные Маньеризмом готические элементы. Поиски нового, острых и необычных изобразительных приемов вызвали обращение художников итальянского Маньеризма XVI в. к немецкой графике и живописи Северного Возрождения, средневековым гравюрам, где явны традиции готического искусства. Так в итальянской живописи появлялись некоторые "странности", готические приемы экспрессивной, изломанной линии, вычурные позы и порывистые жесты, резкие цветовые гармонии. "Готическое возрождение" обогатило искусство римского классицизма, стремительно перерождавшееся в академизм уже в позднем творчестве Рафаэля 1512-1520 гг. Оно придало ему свежесть, эмоциональность, спиритуализм. В 1523 г. художник-маньерист Я. Понтормо вместе со своим лучшим учеником А. Бронзино, спасаясь от эпидемии чумы, поселился в Чертозе ди Валь д'Эма, монастыре картезианского ордена, где создал фрески, проникнутые атмосферой религиозной экзальтации и мистики. В этой работе Понтормо вдохновлялся произведениями художников Северного Возрождения и немецкой Готики, гравюрами М. Шонгауэра, А. Дюрера. Лучшие умы Италии в середине XVI в. были охвачены стремлением к христианскому спиритуализму, отказу "от чувственности язычества". Эту тенденцию подтверждают поздние произведения гениального Микеланжело, в которых он завершил "круг идей, вернувшись к пластическим и духовным ценностям средневековья... Он пережил свой век, и вместе с Микеланджело сам Ренессанс пережил себя". Другой скульптор - Б. Амманати - на семьдесят втором году жизни, захваченный волной "готического возрождения", в 1582 г. публично отрекся от своих "заблуждений", написав покаянное письмо во Флорентийскую Академию, в котором призвал к полному изгнанию изображения наготы из скульптуры и живописи. Согласно иной исторической концепции, о параллельном развитии Маньеризма и Барокко в Италии XVI в., стилю Барокко отводится прогрессивная роль в процессе формообразования на классицистической основе, а Маньеризму - консервативная и ретроспективная, и в этом решающее значение имел "готический компонент". В истории искусства известно и другое "готическое возрождение" (англ. "Gothic Revival") - так называли в Англии развитие стиля Неоготики во второй половине XVIII в. и в XIX в. "Готическое возрождение" викторианской эпохи исследовал в своей книге К. Кларк (1928). |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |