|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Венецианская школа ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЕНЕЦИЯ, ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛАВЕНЕЦИЯ, ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. Венеция (Venezia) - город-сказка, город-мечта, чудо, возникшее на островах лагуны в северной части Адриатического моря. Старинное русское слово "веницейский" (через франц. Venise - Венеция) несет в себе именно такой смысловой оттенок. Происхождение этого итальянского города и его удивительного искусства имеет, тем не менее, прозаические причины. В 452 г. жители области Вёнето, спасаясь от нашествия гуннов под водительством страшного Аттилы, укрылись на островах. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. В то время как другие скрывались за высокими крепостными стенами, будущих венецианцев спасла вода, отсутствие дорог и мостов. Северо-восточная Италия со второй половины 2-го тысячелетия до н. э. была населена племенами венетов, или энетов (лат. veneti). Позднее, в XIII в. появилось название "Венеция". В эпоху господства Древнего Рима здесь существовало несколько городов: Аквилея (лат. Aquileja - "Влажная", осн. в 181 г. до н. э.), Опитергий (Opitergium), Тарвизий (см. Тревизо), Альтин (Altinum, теперь - Альтино), Патавий (см. Падуя). Римляне называли венетов иллирийцами (лат. Illyricus), что означало также "вновь пришедшие, иноземцы". Город Венеция строился в IX-XIII вв. на островах, отделенных четырехкилометровым проливом от материка, и в двух километрах от открытого моря. В городе не было набережных, дома и переулки выходили прямо к воде, люди передвигались на узких и юрких черных с позолотой лодках - гондолах (итал. gondola от gonger - морской угорь). Изогнутый змеей Большой канал (Canal Grande) длиной 3,8 км разрезает город на две части, в него впадают 45 малых каналов. Землю, вынимаемую при строительстве каналов, венецианцы использовали для укрепления берегов 118 островков, соединенных 350 мостами. Пейзаж Венеции - это камень, вода и солнце; в нем нет зелени, но город живописен благодаря извилистости каналов и узких улочек, разнообразию красок и декора зданий, игре солнечных бликов на воде и густым теням под мостами. Так же, как дома раскрыты к воде, так и сама Венеция охотно и нежно принимает каждого, кто приезжает в этот странный город. Однако в лабиринте венецианских переулков и тупиков легко заблудиться. Полюбивший Венецию П. Муратов написал, что все это "напоминает давний, забытый сон". Город историчен, а "нынешняя Венеция - только призрак былой жизни, и вечный праздник на Пьяцце - только пир чужих людей на покинутом хозяевами месте. Прежняя Венеция жива лишь в дошедших до нас произведениях ее художников". И действительно, необычное чувство праздника, сказочного сна в сочетании с грустью и даже растерянностью не покинет вас до тех пор, пока вы не переправитесь обратно на "твердую землю" (итал. Terraferma). Любопытна еще одна этимологическая версия: латинское слово venetum означает - синева, лазурь; venetus - цвета морской воды, голубой, лазоревый. В VII в. центром венецианских владений на суше был г. Равенна, но к середине VIII в. границы Венеции снова сузились до островов лагуны. Уникальное географическое положение Венеции на перекрестке морских дорог между Западом и Востоком способствовало ее быстрому подъему. Разбогатев на морской торговле, а то и просто на пиратстве, венецианцы стали агрессивны. Они овладели значительными территориями на побережье Адриатического моря, в 1489 г. - островами Кипр и Крит. До 805 г. Венеция входила в состав Византийской империи, что оказало существенное влияние на формирование ее художественных традиций, а затем и искусства всего Итальянского Возрождения. Наиболее древние постройки сохранились на острове Торчелло (Torcello от torre - башня), название которого свидетельствует о настроениях беженцев с континента. Трехнефный собор Сайта Мария Ассунта (Santa Maria dell'Assunta - Вознесения Св. Марии) был начат в VII и закончен в XI в. Он представляет прекрасный образец сурового романского стиля, венецианцы называют его "венето-визан-тийским" (veneto-bizantina). Церковь Сайта Фоска (Santa Fosca; итал. fosca - сумрачная; XI-XII вв.) носит еще более византийский характер, она построена в виде "греческого креста" с характерными для византийской архитектуры аркадами первого яруса на мраморных колоннах. Ее купол не сохранился. Невдалеке от входа, под открытым небом, находится мраморный "Трон Аттилы" (V в.), вероятно, кресло епископа. Его название связано с памятью о нашествии гуннов на материк. На острове Мурано расположена базилика романо-византийского стиля с красивыми беломраморными аркадами двух ярусов апсидной части - Сайта Мария э Донато (XII в.). Остров Мурано знаменит тем, что с XIII в. во избежание пожаров сюда стали переводить из города стеклодувные мастерские, составившие впоследствии славу венецианского стекла. С 811 г. резиденцией венецианского дожа (венец, doge - герцог) стал о. Риаль-то, пересекавшийся широким протоком (итал. Rioalto от лат. rivus altus - "проток глубокий). Теперь этот проток называют Большим каналом, а словом "Риальто" - старинный мост через него. В 828 г. в Венецию из Александрии хитростью перевезли "нетленное тело" евангелиста Марка, и тогда у города появился свой небесный покровитель и, следовательно, независимость от Константинополя. По легенде, евангелист Марк, возвращаясь морем из Аквилеи, был застигнут бурей и спасся на одном из островков венецианской лагуны; во сне ему явился Ангел и сообщил, что здесь он когда-нибудь обретет вечный покой. Крылатый лев - символ евангелиста Марка - с тех пор стал гербом Венеции. В XI в. венецианцы сделались полными хозяевами Адриатического моря, невиданно разбогатели и обрели свой особенный вкус к жизни, определивший своеобразие венецианской художественной школы. Они задумали возвести новую базилику Св. Марка "невиданной красоты и роскоши". Храм строился с 1063 г. вплоть до XVI в. и назывался собором, хотя официально таковым не был. В его облике воплотился "дух дивной роскоши Востока", характерные черты византийской архитектуры и даже арабского искусства, хорошо знакомого венецианским торговцам и мореходам. Это своеобразие отражено в стихотворных строках Дж. Г. Байрона: Вот храм Святого Марка. Он Собор распланирован в форме "греческого креста", имеет пять куполов, похожих на восточные чалмы, пять перспективных порталов, около пятисот колонн, привезенных из разных мест; украшен множеством готических башенок, скульптурой и орнаментом (XVI в.), мозаиками в люнетах и конхах перспективных порталов 2, в интерьерах (XII-XIII вв.), где все залито золотом и синевой смальт. Кроме золота и смальты, в нижней части стен применена облицовка разноцветным, с разводами, мрамором (см. полилития). Алтарная преграда высечена из темно-красного веронского мрамора. Баптистерий с мозаиками XIV в. встроен внутрь собора. Мощи Св. Марка были спрятаны в одной из опор старого Дворца Дожей, в 1094 г. обнаружены - "обретены" повторно (см. "Явление"), ныне покоятся под главным алтарем, который украшает знаменитый "Пала д'Оро" (итал. Pala d'Oro - "Золотой Алтарь"). Это огромное ювелирное изделие из золота, эмалей и драгоценных камней, в основной части выполнено византийскими мастерами в X в. В сокровищнице - Сакристии - собора Сан-Марко хранятся уникальные изделия церковного обихода, шедевры византийского искусства. Площадь перед храмом была городским центром, где проводились все торжественные церемонии. На трех огромных флагштоках, установленных здесь в XVI в., развевались яркие флаги. В юго-западный угол собора вмонтировано изображение Тетрархов (четырех соправителей Римской империи) - барельеф из темного порфира (IV в.), получивший название "Quattro Mori" ("Четыре мавра"). Рядом с собором - Дворец Дожей (итал. Palazzo Ducale - "Герцогский дворец"). В нем расположен музей, во дворе - также знаменитая в истории "Лестница гигантов" со статуями работы Я. Сансовино, изображающими Марса и Нептуна, - олицетворения могущества города (1554). В 1127 г. венецианцы привезли из Сирии три гранитные колонны; одна из них утонула при выгрузке, две другие в 1172 г. были поставлены у Дворца Дожей, у самого берега. На вершине одной - бронзовое изображение крылатого льва (сасанидское произведение IV в.); на другой - мраморная фигура Св. Теодора (Феодора, считавшегося покровителем Венеции до Св. Марка). Фигура стоит на крокодиле (символе вод) и скомпонована из торса римского полководца и головы Митридата Понтийского (II в.). Это не курьез, а иллюстрация метода: так и венецианская архитектура собиралась из разнородных элементов. В 1095 г. венецианцы предоставили свои корабли для Первого Крестового похода. Подлинный расцвет Венеции наступил в XIII в. после Четвертого Крестового похода, когда город нажился на отправке рыцарей своим флотом, и по наущению хитрого венецианского дожа Энрико Дандоло в 1204 г. крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, столицу христианской Византии. Венеция получила часть Греции и остров Крит. Тогда же из разгромленного Константинополя в Венецию привезли четырех бронзовых коней. Это античное произведение (III в. до н. э.) в I в. н. э. было доставлено из Греции в Рим и в IV в. украшало Триумфальную арку Константина, затем император Константин Великий увез квадригу в Византию. В 1204 г. кони установлены на галерее над входом в собор Сан-Марко. В 1799 г. похищены Наполеоном Бонапартом, увезены в Париж, где увенчали Триумфальную арку Наполеона на площади Карусель. В 1815 г. возвращены в Венецию. В XIV-XV вв. завершалось строительство фасадов Дворца Дожей. Работы велись местными мастерами в стиле "венецианской готики". Композиция этого дворца, как и других венецианских палаццо, необычна: верхняя массивная часть покоится на легкой, ажурной. Иногда это объясняют весьма поэтично - фасады помножены на свое отражение в воде, и, чтобы избежать зрительного "размывания" в пространстве, верхняя часть специально делается тяжелее. Вблизи Дворца Дожей находится здание тюрьмы (Prigioni), построенное по проекту Антонио да Понте в 1563-1614 гг. С Дворцом Дожей оно соединяется "Мостом Вздохов" (Ponte del Sospiri, архитектор Скарпаньино, 1595-1600) - необычайной красоты арка с волютами наверху перекинута от стены до стены через узкий канал. Проходя через нее, осужденные последний раз могли видеть через окна с решетками из резного мрамора солнце, небо и воду - отсюда название. В XV-XVI вв. перед собором Сан-Марко образовалась большая площадь (Piazza), похожая на огромный зал под открытым небом, всегда заполненный людьми. Она воспринимается как интерьер. Часть этого интерьера, распахнутая в лагуну с колоннами на берегу, называется ласково пьяццеттой. С противоположной стороны пьяццетту замыкает высокая, необычная по форме кампанила Сан-Марко - квадратная в плане башня с аркатурой верхнего яруса и шатром, возносящим позолоченную фигуру Ангела на высоту 98,5 м. Колокольня служила одновременно маяком, ее строительство было начато в 888-912 гг. и продолжалось до XVI в. В 1902 г. кампанила внезапно рухнула. Но через десять лет, в 1912 г., воссоздана в прежнем виде. У подножия колокольни Я. Сансовино в 1537-1549 гг. выстроил Лоджетту (итал. loggetta - "маленькая лоджия") для гвардии - миниатюрнов, совсем игрушечное сооружение "в духе римлян" с открытой галереей - аркадой с колоннами по типу "римской архитектурной ячейки", высоким аттиком с рельефами и балюстрадой. Аллегорические статуи изображают Минерву, Аполлона, Меркурия и Мир. В XVII в. к лоджетте пристроена нижняя терраса, также с балюстрадой. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |