|
ИНДИИ ИСКУССТВО
ИНДИИ ИСКУССТВО - (англ. India через лат. , греч. из авест. Hindu - "страна
Инда" от реки Инд) - исторический тип искусства. Культура Индии
- одна из древнейших в мире. Искусство этой страны развивалось не так
стремительно, как европейское; подобно китайскому, оно формировалось
в течение длительного времени из разных этнических традиций.
Сведения об Индии появились в сочинениях древнегреческих авторов IV в. до н.
э., они были заимствованы у персидских путешественников VI-V вв. до н. э. В
истории индийского искусства выделяется несколько этапов:
- додинастический период (V-II тыс. до н. э. );
- "античный" период времени правления династии Маурьев, окрепшей
в войнах с Александром Македонским (III-II вв. до н. э. );
- период империи Кушан (I в. до н. э. - III в. н. э. );
- буддийский период времени правления династии Гуптов (IV-VI вв. );
- мусульманский период эпохи Великих Моголов (XVI-XVII вв. );
- поздний, или колониальный, период (середина XVIII в. - 1947 г. ).
Археологические изыскания 1920-1930-х гг. обнаружили в долине р. Инд остатки
поселений 2300-1750 гг. до н. э. , городов, крепостных стен, керамических и
бронзовых изделий. Существует гипотеза о происхождении древнеиндийской цивилизации
из Ближнего Востока или Белуджистана (ныне провинция Пакистана), поскольку
известны ее тесные связи в III тыс. до н. э. с Шумером. Внезапная катастрофа
этой цивилизации в конце II тыс. до н. э. предположительно связывается с нашествием
с северо-запада племен индоариев.
Арийцы принесли с собой иную культуру, письменность (санскрит) и, вероятно,
архитектуру. Согласно эпосу "Махабхарата" (I тыс. до н. э. ), в северной
части полуострова Индостан на пути в Китай существовал город Индрапрастха,
с 736 г. до н. э. - Дхиллика, современное название - Дели. Древнейшие памятники
деревянной архитектуры Индии известны только по поздним изображениям на каменных
рельефах. Использовались арочные фермы, перекрытия из рядов тонких стволов "с
напуском" и консоли.
При династии Маурьев (с 323 г. до н. э. ) и самом известном ее представителе
Ашоке (268-231 гг. до н. э. ) начинается "золотой век" буддийской
культуры Индии. В это время возводятся каменные сооружения, воспроизводящие
более древние постройки из дерева. Ворота ступы в Сан-чи (II-I вв. до н. э.
) демонстрируют точное повторение в камне деревянной "обвязки" столбов
и брусьев древних построек. Так называемые колонны Ашоки - стамбхи, памятники
военным победам знаменитого правителя - выдают влияние персидского и греко-бактрийского
эллинистического искусства. Колонны увенчаны капителями, в которых угадывается
эллинский прототип, с переработанными мотивами пальметт и буддийскими символами.
Формы колонн, деревянных консолей вырубались из камня в массивах скал. Эти
причудливые формы пещерных буддийских храмов штукатурились и расписывались.
Кроме ступ строились храмы - чайтъя, монастыри - вихары.
В период империи Гуптов (IV-VI вв. ) возводились большие храмы типа вимана
с внутренним святилищем гарбха-гриха и башней шикхара. В XI-XII вв. появляются
громадные пирамидальные сооружения с множеством скульптур - гопурам. После
относительно краткого периода правления Кушан буддийская религия в VI-VII вв.
вытеснялась индуизмом.
В скульптуре эллинистическрш влияния причудливо соединялись с индуистскими
темами и сюжетами. Это породило необычно чувственную, эротичную культовую скульптуру
индуистских храмов. Пышные, округлые формы переплетены с буйным растительным
орнаментом. Натуралистические детали, усиленные яркой раскраской, тонут в изобилии
и динамике каменных побегов, цветов, что создает ощущение органического роста,
движения и цветения. Границы между архитектурой, скульптурой и живописью окончательно
стираются в интерьерах.
Индийская любовь к пышности, чувственной пластике превращает огромные башни
гопурам в некое подобие резных изделий, вырастающих будто из-под земли, и делает
нелепым применение к этим сказочным формам термина "синтез искусств".
Индуизм поддерживался династией Гуптов, правивших в Северо-Восточной Индии.
Ее основатель Чандрагупта I (ок. 320-335) принял имя царя Маурьев (в знак возрождения
былого величия при Ашоке), но в V в. под ударами кочевников царство Гуптов
прекратило существование. Период XIII-XV вв. иногда называют периодом "индо-мусульманского
искусства". Этим термином обозначают памятники, отличные от более древних
буддийских и индуистских, - мавзолеи, мечети, минареты. Они связаны с проникновением
в Индию ислама.
В 1206-1414 гг. столицей индийских султанов был г. Дели. В этом городе сохранился
минарет Кутпб Минар (1200-1236). В минарете заметно влияние архитектуры Средней
Азии и Ирана. Масоны считают Кутб Минар произведением своего мастера. Наиболее
выдающийся из правителей династии Великих Моголов - Джелал ад-Дин Акбар (арабск.
Akbar - "Великий", 1556-1605), стремясь к объединению страны, поощрял
соединение ортодоксального ислама, индуизма, буддизма, учений различных сект
и объявил о единой "божественной вере". Для строительства мавзолея
своего отца Хумаюна он привлек итальянских мастеров. При дворе Акбара работали
художники разных стран. В книжной миниатюре того времени прослеживается европейское
влияние.
Это был своеобразный "индоевропейский", или мусульманский ренессанс,
искусство которого называют также "стилем Моголов". В 1564 г. Акбар
сделал своей столицей г. Агру в северной части Индии, на реке Джамна, и развернул
там небывалое строительство. Одним из семи чудес света стал мавзолей Тадж-Махал
(Taj-Mahal), построенный близ Агры в 1629-1650 гг. шахом Джеханом в качестве
усыпальницы своей супруги Мумтаз-и-Махал. Мавзолей выстроен из белоснежного
мрамора и украшен кружевной резьбой (рис. 228). Напротив него планировалось
выстроить второй, точно такой же, отражающийся в водах бассейна, из черного
мрамора. Но эта затея не осуществилась.
В эпоху Великих Моголов архитекторы, как правило, приглашались из мусульманского
Ирана, Средней Азии или Турции, а каменную резьбу и инкрустацию исполняли индийские
мастера. Рациональное, конструктивное мышление исламских архитекторов соединялось
с иррациональным, полным древнейших тайн и сокровенных учений индуизма, мироощущением
индусов. Так складывался удивительный сплав новых конструктивных идей и национальных
художественных традиций. Строгие геометрические объемы минаретов и мечетей
соединялись в индо-мусульманской архитектуре с пластичностью и живописностью
рельефного, ажурного и живописного декора.
По преданию, на строительстве Тадж-Махала рядом с индийскими, персидскими и
турецкими работали и итальянские мастера. Для декора изделий из металла типичны
были мелкий кружевной орнамент, игра блестящей поверхности, филигрань, зернь,
драгоценные камни, "золотая наводка". Многие предметы делались из
сплава цинка, свинца, олова и меди, а затем инкрустировались золотом и серебром.
В цветную эмаль термически инкрустировали золото. Мозаику из цветных камней
сочетали с мрамором. Резные статуэтки из слоновой кости - с черным полированным
деревом. Любимым отделочным материалом была ляпис-лазурь - небесно-голубой
камень, привозимый из Афганистана. Столь изысканные материалы соседствовали
с дешевой продукцией - ярко расписанной скульптурой из папье-маше. Как и в
Китае, для орнаментальной резьбы использовался лак, но не однотонный, а многослойный,
разных цветов. Для имитации резьбы - ажурная оловянная фольга, покрытая прозрачным
лаком. Колорит традиционного индийского искусства определялся ярким южным солнцем
и ослепительно синим небом.
С XVI в. в Индии складывалась оригинальная деканская школа миниатюры. Декан
(санскр. Dekhan - "Южный") - название плоскогорья в центральной части
полуострова Индостан. Морские пути связывали полуостров с Малой Азией. Поэтому
в индийской книжной миниатюре ощущаются влияния персидского и турецкого искусства.
Для индийской миниатюры характерны смещения центра композиции к краю листа,
обилие золота, удлиненные манъеристские пропорции фигур, активность цветного
фона.
На рубеже XVII-XVIII вв. деканская школа миниатюристов потеряла свое влияние.
В 1739-1747 гг. , захватив индийскую столицу Дели, страной правил персидский
шах Надир. Это время оказалось последним классическим периодом развития индийского
искусства. Однако и в последующий "колониальный период" (в середине
XVIII - начале XIX вв. страна была постепенно завоевана Англией) сохранялись
традиции народных художественных ремесел.
В Индии производили узорчатые парчовые ткани и ковры.. Индийцы - любители пестрых
тканей, шитых золотом и серебром, разноцветной набойки, платков, окрашенных
способом завязывания узелков, ожерелий, бус, перстней и браслетов. Этот колорит
дополняют смуглые тела и яркие сари индийских женщин. В конце XVIII в. в европейскую
моду вошли индийские шали, а в начале XIX в. - тюрбаны. В период Историзма
в европейских домах второй половины XIX в. в "индийском стиле", наряду
с китайским и мавританским, оформлялись интерьеры гостиных, спален, ванных
и курительных комнат. Для Востока искусство Индии - живая традиция, для Запада
- экзотика, предмет мечтаний и раздумий.
ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ
ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ - (итал. "incrustazione" от лат. in-crustare)
- течение в архитектуре "романо-флорентийского стиля" XII-XIII
вв. "Ничто не может быть более нарядно выложено мрамором, более искусно
расписано и украшено орнаментом", - писал канцлер флорентийской Синьории
Колуччьо Салутати в конце XIV в. о флорентийском соборе Сайта Мария дель
Фьоре.
"Инкрустационный стиль" типичен для архитектуры этого города и во многом
определяет его неповторимый облик. Облицовка стен производилась из тонких мраморных
плит разного цвета: белых, зеленых, розовых, синих и черных. Плитки тщательно
подгонялись друг к другу и складывались в причудливый геометрический узор из
прямоугольников, квадратов, ромбов, окружностей и полос. Таким узором украшены
фасады бенедиктинской церкви Сан Миньято алъ Монте (Св. Михаила на горе), доминиканской
церкви Санта Мария Новелла (Новой церкви Св. Марии), церкви францисканцев - Санта
Кроне (Св. Креста), Баптистерия, Кампанилы, построенной Джотто (1334-1359), и,
наконец, самого флорентийского собора (кроме западного фасада, возведенного в
1871-1887 гг. ).
Согласно одной из гипотез, столь причудливый стиль возник под влиянием североитальянских
чертоз, искусство которых складывалось, в свою очередь, под восточным, византийским
и мусульманским воздействием. Посредником в этих воздействиях была Венеция. В
Риме "инкрустационный стиль" совершенствовали несколько поколений семьи
Космати (Cosmati), называвшие себя "marmorai romani" (итал. "римские
мраморщики"). Одна из самых известных работ этой семьи - мраморный узорчатый
пол в церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме (XIII в. ). Инкрустационный стиль
на венецианский манер использован архитектором Вассалетто в монастырском дворе
церкви Сан Паоло фуори ле Мура (Св. Павла за стенами) в Риме (нач. XIII в. ). |
.
страницы: |