|
КАРТЕЗИАНЦЕВ
ИСКУССТВО
КАРТЕЗИАНЦЕВ ИСКУССТВО - (ср.-лат. Cartesia) - созерцательное, мистическое
искусство монахов картезианского католически-духовного ордена, основанного
в 1084 г. Се. Бруно в Бургундии, к северу от Гренобля (Франция), в местности
Шартрез (франц. Chartreuse, лат. Cartusia - отсюда название ордена).
В Италии монастыри ордена именуют "чертозами". В Англии ~-
чартерхауз (Charterhouse).
Искусство картезианцев во Франции исторически оказалось тесно связанным с провансальской
школой. На юге, в Провансе, в двух километрах на запад от г. Авиньона расположено
селение Вилльнёв-лез-Авиньон (Villeneuve-les-Avignon). В 1352 г. генералом
картезианского ордена был выбран только что взошедший на трон Папа римский
Иннокентий VI (1352-1362). Он содействовал тому, что картезианский монастырь
в Вилльнёв-лез-Авиньон стал богатейшим во Франции. С "Авиньонским пленением
пап" (1309-1378) Прованс приобрел на некоторое время статус второго после
Рима центра католического мира. В 1453 г. для картезианской церкви Вилльнёв-лез-Авиньон
живописец Энгерран Картон (ок. 1410-1462) создал алтарную картину "Коронование
Девы", полную мистически-созерцательного настроения. Внизу картины изображено
Распятие, по одну сторону которого виден Иерусалим, по другую - Рим с фигурой
коленопреклоненного монаха-картезианца в белой рясе своего ордена (возможно,
Св. Бруно).
Для той же церкви тем же живописцем ок. 1457 г. создан шедевр - картина Пьета
(ныне в Лувре, в Париже). Композиция картины относит ее к типу "горизонтальной
пьеты", распространенному в средневековье, живопись показывает влияние
нидерландской школы Северного Возрождения. На дальнем плане картины, на золотом
фоне, также виднеется силуэт Иерусалима. Фигура донатора слева изображает каноника
монастыря. Архитектура и живопись итальянских монастырей картезианского ордена
складывались под влиянием восточного, византийского и арабского искусства,
стиля "интернациональной готики" и Маньеризма.
КАТАЛОНСКЯ ГОТИКА
КАТАЛОНСКЯ ГОТИКА. Каталония (исп. Cataluna от лат. Gotholunia - "западно-готские
земли") - область на северо-востоке Испании. Коренные жители восточной,
средиземноморской части Пиренейского полуострова - каталонцы (исп. Catalan)
- в течение веков испытывали влияние кельтской, финикийской, эллинской
культур.
В I в. н. э. подвергались романизации, в 713 г. были покорены арабами, в конце
VIII в. - франками. Каталонцы - искусные мореплаватели. Через г. Барселону,
расположенный на побережье Средиземного моря, в Испанию проникали предметы
искусства Востока. В XI-ХП вв. вместе с частью Южной Франции земли Каталонии
составляли "Испанскую марку". Каталонцы имели владения на островах
Средиземного моря - Корсике, Сардинии, Сицилии. В их национальном темпераменте
соединились черты галлов и греков, карфагенян и берберов.
В VI в. в результате реконкисты, отвоевания Испании у мавров, Каталония была
объединена с Валенсией и Арагоном. В развитии искусства романского и готического
периодов в Каталонии значительным был вклад мосарабов (исп. mozarab от искаж.
арабск. musta'rib - "арабизировавшийся") - христиан, испытавших длительное
влияние мавританской культуры, а также "морисков" - арабов, оставшихся
в Испании после реконкисты. Эта особенность сказалась на развитии средневековой
архитектуры Каталонии. Вместо стрельчатых арок, типичных для французской Готики
XII-XIV вв. , в каталонской архитектуре типичным элементом стала "диафрагма" -
широкая полуциркульная арка. Средневековые каталонские храмы происходят от
романских монастырских дормиториев (больших спальных помещений для монахов)
с плоскими деревянными потолками. Продольные и поперечные балки таких потолков,
под воздействием мавританского искусства, ярко расписывались.
Готический собор в Барселоне имеет центральный неф, намного превосходящий по
размеру боковые нефы, одну башню и небольшие боковые шатры (вместо двух симметричных
башен западного фасада французской и германской Готики). Внутреннее пространство
храмов каталонской готики XIII-XIVBB. тяготеет к зальному типу, отличается
ясностью, простотой, даже некоторым рационализмом, что необычно для готического
стиля. Во многих постройках ощущается влияние Италии, особенно примечательны
лоджии и внутренние дворики - патио, распространенные в Тоскане. В этом прослеживается
общность романских корней итальянской и каталонской архитектуры.
В 1934 г. в Барселоне был основан Музей каталонского искусства. Кроме средневековой
скульптуры, алтарей -ретабло, в этом музее экспонируются уникальные каталонские
росписи романского периода, свезенные из далеких, разбросанных по Пиренеям
маленьких городков. По специально разработанной технологии они снимались со
стен вместе со слоем штукатурки и монтировались в музее. Название "фрески" в
отношении этих произведений неточно, поскольку только первый слой прописывался
по сырой Штукатурке, а все последующие писались темперой "по сухому".
Самые замечательные образцы X-ХП вв. происходят из церквей Сант Климент и Сайта
Мария в Тауле. Они монументальны, архаичны и вместе с тем декоративны. Огромные
глаза, резкие черты ликов, жесткие контуры, локальный цвет... Каталонские "фрески" мистичны,
возвышенны, но одновременно непосредственны и наивны. Позы и жесты изображенных
фигур значительны, но их застылая выразительность достигается не моделировкой
формы, динамикой, пластикой, а лапидарностью.
Свободные от церковных канонов, они по-деревенски крепко, добротно сделаны.
Своеобразный средневековый экспрессионизм этого крестьянского искусства подчеркивает
плоскостность цвета: кирпично-красньш фон, охристые, оливково-зеленоватые,
густо-синие тона. Контуры обведены черной краской. В каталонских "фресках" усматривают
течение "византинизма" XIII в. Однако объяснить их уникальный стиль
исключительно византийским влиянием невозможно. Французский исследователь А.
Грабар настаивал на решающем вкладе в это необычное искусство испанских мосарабов.
Действительно, для арабо-мусульманского искусства характерно усиление выразительности
средствами предельной обобщенности формы, цвета, ритма, силуэта. Не эти ли
фигуры вдохновляли великого Эль Греко? Значительное влияние оказали каталонские "фрески" на
молодого П. Пикассо.
КЛАССИЦИЗМ
Античный классицизм.
АНТИЧНЫЙ КЛАССИЦИЗМ - (см. античное искусство; Классицизм) - художественное
течение в искусстве Древней Греции III-II вв. до н. э., в котором вновь
утверждались эстетические нормы древнегреческой классики V в. до н. э.
Это течение возникло в качестве реакции, противодействия распространению
искусства эллинизма из Малой Азии в саму Элладу.
После завоеваний Александра Македонского в Азии, на обломках его огромной империи,
в птолемеевском Египте, Карий, Сирии, Персии преобладающее значение обрели тенденции
к грандиозности, внешней эффектности архитектуры, гигантомании в скульптуре,
показной пышности и богатства в оформлении интерьеров. Это соответствовало идеологии
восточных деспотических монархий, но порождало неприятие "классических греков".
Эллинистическое искусство иногда называют "античным барокко" или "античным
маньеризмом" по аналогии со стилями Барокко и Маньеризма XVI-XVII столетий
в Италии. Античный классицизм - оппозицией, противовесом эллинизму, "эллинизмом
в самой Греции". Показательно также, что неоклассические и маньеристические
тенденции в искусстве Восточного Средиземноморья III-II вв. до н. э. развивались
не стадиально, а параллельно (см. диахронный метод), но, в конце концов, вторые
все же оказались сильнее. Позднее, в I-II вв. н. э., аналогичную античному классицизму
роль, главным образом в Риме, играли неоаттическая школа скульптуры и течение "греческого
возрождения" (сравн. августовский, или римский, классицизм; архаистика;
галлиеновский ренессанс). Самым известным шедевром античного классицизма периода
эллинизма является статуя "Венеры. Милосской". |
.
страницы: |