arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Искусство Иберов   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ИБЕРОВ ИСКУССТВО

ИБЕРОВ ИСКУССТВО - (лат. из греч. Hiberia - страна иберов, так римляне называли племена, жившие на севере современной Испании; Hibernia - Ирландия; связано с лат. hibernus - зимний, холодный) - условное название искусства разных племен балкано-кавказской группы - адыгов, абхазов, часть из которых поселилась на Северо-Западном Кавказе, другая - ушла с готами на Запад и осела в северной части Испании, образовав в I тыс. до н. э. страну басков (самоназвание).
Древние римляне именовали их всех иберами ("северянами"). На юге и юго-востоке Испании (в то время Иберского полуострова) жили финикийцы. В JV-III вв. до н. э. северную часть нынешней Португалии, незанятую кельтами, осваивали лузитане. На восточном побережье Иберии находились греческие и карфагенские колонии. Из разных этнических компонентов постепенно складывалась своеобразная, несколько эклектичная культура. ОбЩая письменность была основана на греческом алфавите. Развивалось ювелирное искусство и скульптура.
Возводились крепости - ситанъи. Археологи находят каменные изваяния воинов и священных животных. В 1897 г. вблизи г. Аликанте в Валенсии, на побережье Средиземного моря, среди скульптурных обломков был найдет бюст из известняка, получивший название по месту находки "Дама из Эльче" (возможно, фрагмент статуи). Это замечательное произведение, вероятно, портрет знатной женщины в характерных для иберов головных украшениях, считается работой греческого или финикийского мастера второй половины V в. до н. э. (рис. 168). Иберы упорно сопротивлялись римскому завоеванию в начале нашей эры. Но романизация играла связующую роль в культуре разных племен.
Многие достижения иберов уникальны. Например, встречающаяся в архитектуре начала VII в. , задолго до мавританского владычества, подковообразная арка. В IX-XII вв. в архитектуре Испании получают распространения церкви византийского крестово-куполъного типа. В VIII в. страна была завоевана арабо-берберскими войсками и далее развивалась в русле мавританской культуры.

 

ИЕЗУИТОВ СТИЛЬ

ИЕЗУИТОВ СТИЛЬ - условное название течения в искусстве Барокко конца XVI-XVII вв. в Италии, а затем и в других странах Европы.
Католический монашеский орден иезуитов (jesuites сокращ. от лат. "Societas Jesu" - "Общество Иисуса") основан в Париже в 1534 г. Игнатием Лойолой (1491-1556), испанцем из г. Лойола. Среди первых членов ордена был Франциск Ксаверий, также из Испании. В 1540 г. орден утвержден Папой римским Павлом III. Орден иезуитов отличался жесткой дисциплиной и консервативной идеологией, но одновременно он сыграл значительную роль в распространении классического гуманитарного образования.
В период наступления Реформации иезуиты оказали сопротивление протестантам теологическим обоснованием правоты римско-католической церкви и стали во главе движения контрреформации. Влияние ордена было столь велико, что под давлением монархов Европы Папа Климент XIV в 1773 г. вынужден был запретить орден. В 1814 г. Папа римский Пий VII восстановил "Общество Иисуса". Орден иезуитов является самым значительным из всех духовных орденов католической церкви, имеет более трехсот университетов и двухсот школ (коллегиумов).
Сам Игнатий Лойола часто изображается в алтарных композициях человеком средних лет с темной бородкой и высоким лбом, в черной рясе своего ордена, с книгой в руках, на которой читается монограмма ордена: "IHS" или слова "Ad majorem Dei gloriam" (лат. "Для преувеличения славы Божьей"). Изречение: "Цель оправдывает средства", которое приписывают иезуитам, отсутствует в их уставе и девизах. Эмблема ордена - пламенеющее сердце.
В итальянской живописи встречается сюжет "Видение Христа Св. Игнатию Лойоле". Легенда гласит, что на пути в Рим основатель ордена сделал остановку в часовне у края дороги и во время молитвы увидел несущего крест Христа, который произнес: "Egvobis Romae propitius его" (лат. "Помогу тебе на твоем пути в Рим"). Эти слова подсказали Лойоле название ордена (сравн. "Господи, куда идёшь?"). Игнатия Лойолу изображали также коленопреклоненным перед Папой Павлом III в сценах исцеления, которые ему приписывались после смерти. Лойола причислен к лику святых католической церкви. Главная иезуитская церковь в Риме построена архитектором Джакомо делла Порта по проекту Дж. Виньолы в 1575-1584 гг. и названа "Иль Джезу" (итал. "II Gesu" - "Во имя Иисуса"). Во дворике Университета ордена иезуитов в Риме Ф. Борромини возвел необычной архитектуры церковь Сан Иво алла Сапиенца (1642-1660). Другая церковь с типичным для стиля римского Барокко фасадом называется Сан Иньяцио (итал. San Ignazio - Св. Игнатия; проект иезуита О. Грасси, 1626).
Плафон главного нефа этой церкви расписал выдающийся живописец, архитектор, скульптор и теоретик искусства, член ордена иезуитов Андреа Поццо (1642-1709). Композиция плафона (1684) представляет "Апофеоз Св. Игнатия" - в созданном художником иллюзорном пространст ее, где теряются представления о реальных размерах интерьера, плоскости потолка и границах стен, в разрывах облаков Ангелы уносят Св. Игнатия на небо. Бесконечное пространство, заполненное множеством фигур и мастерски выстроенной перспективой, оставляет, тем не менее, ощущение искусственности, рассудочности, ловкой игры, заранее рассчитанной на определенный эффект. Так же, с эффектом "обмана зрения", художник расписал воображаемыми архитектурными деталями подкупольное пространство в средокрестии церкви.
В 1693-1702 гг. А. Поццо опубликовал двухтомный трактат "Живописная и архитектурная перспектива", идеи которого оказали значительное влияние на других художников. Работы Поццо хорошо иллюстрируют главные особенности "иезуитского стиля", иррационального, мистического по духу, но натуралистического по форме. Многие интерьеры римских церквей, в том числе интерьер церкви Иль Джезу, оформляли архитекторы братья Джованни-Баттиста (?-1575) и Альберто (?) Тристани из Феррары. Они считаются видными представителями "стиля иезуитов". С 1545 г. с целью объединения всех церковных сил в борьбе с Реформацией в г. Тренто, в Северной Италии, проходил собор католической церкви (Concilio di Trento), получивший позднее название Тридентского.
Отсюда другое наименование стиля иезуитов - трентино (trentino). Постановлением Тридентского собора художникам предписывалось "следовать величайшей строгости" и противостоять "дионисийскому духу", в целом "заразившему" искусство Барокко. Поэтому в "стиле контрреформации" нет тех качеств, которые обычно приписывают Барокко: пышности, праздничности, показного великолепия. Правда, многие церкви иезуитов были позднее перестроены и оформлены богаче, поэтому "стиль иезуитов" вычленяется с трудом.
Стиль "трентино" получил распространение в Испании конца XVII в. , второй католической стране после Италии. После Люблинской унии церквей 1569 г. и объединения Литовского княжества с Польшей в Речь Посполитую искусство католического Барокко стало стремительно распространяться в Восточной Европе -в Польше, Западной Украине и Белоруссии, Прибалтике. Иезуиты строили костелы и коллегиумы по образцу итальянских, иногда по чертежам, присланным из Рима. Использовалась традиционная схема: базилика с западным фасадом, фланкированным двумя симметричными башнями. Но общей стиль был строг и аскетичен: минимум декора - классический ордер, лишь с немногими барочными элементами.
Российская императрица Екатерина II поощряла иезуитов, надеясь с их помощью сдерживать реформаторское и освободительное движение в западных землях империи. Даже после официального упразднения ордена в 1773 г. иезуиты продолжали действовать в России. В Петербурге в 1801 г. на Итальянской улице, недалеко от католического костела Св. Екатерины, архитектор Л. Руска построил дом иезуитов в формах русского классицизма. Только в 1815-1820 гг. при Александра I иезуиты были изгнаны из России.

 

ИНДЕЙЦЕВ ИСКУССТВО

ИНДЕЙЦЕВ ИСКУССТВО - (нем. India-nishe kunst) - искусство коренных жителей Америки, названных "индейцами" по недоразумению, так как Христофор Колумб, достигший в 1492 г. берегов этого континента, был убежден, что открыл морской путь в Индию.
Современные американские индейцы представляют собой группу разных народностей монголоидной расы. По одной из гипотез, их предки переправились в Северную Америку из Северо-Восточной Азии в 3-2 тыс. до н. э. по перешейку, ранее существовавшему на месте Берингова пролива. Своеобразное искусство индейцев имеет корни в древней, доколумбовой Америке. Они строят хижины с коническим покрытием - вигвамы, используют технику плетения, выделку кожи, аппликацию, уборы из птичьих перьев.
От древнего искусства сохранился обычай геометризации растительных и животных форм в орнаменте. Встречается орнамент, похожий на греческий меандр. Особенно интересны резные тотемные столбы из цельного ствола дерева. Геометризация их изобразительных элементов настолько сильна, что в процессе приспособления к объемной форме столба происходит отрыв отдельных деталей друг от друга, нарушение естественной, природной связи и возникает новая компоновка, связанная с мифологическими представлениями "мирового дерева" (рис. 213).
В подобных изображениях глаза рыбы или птицы могут оказаться на плавниках или хвосте, а клюв - на спине. В Бразилии рисунки американских индейцев изучал знаменитый антрополог К. Леви-Стросс. Он исследовал приемы симультанных изображений и "рентгеновских" рисунков, когда объект показывается одновременно с разных сторон, снаружи и изнутри.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz