|
ИБЕРОВ ИСКУССТВО
ИБЕРОВ ИСКУССТВО - (лат. из греч. Hiberia - страна иберов, так римляне
называли племена, жившие на севере современной Испании; Hibernia - Ирландия;
связано с лат. hibernus - зимний, холодный) - условное название искусства
разных племен балкано-кавказской группы - адыгов, абхазов, часть из которых
поселилась на Северо-Западном Кавказе, другая - ушла с готами на Запад
и осела в северной части Испании, образовав в I тыс. до н. э. страну
басков (самоназвание).
Древние римляне именовали их всех иберами ("северянами"). На юге
и юго-востоке Испании (в то время Иберского полуострова) жили финикийцы. В
JV-III вв. до н. э. северную часть нынешней Португалии, незанятую кельтами,
осваивали лузитане. На восточном побережье Иберии находились греческие и карфагенские
колонии. Из разных этнических компонентов постепенно складывалась своеобразная,
несколько эклектичная культура. ОбЩая письменность была основана на греческом
алфавите. Развивалось ювелирное искусство и скульптура.
Возводились крепости - ситанъи. Археологи находят каменные изваяния воинов
и священных животных. В 1897 г. вблизи г. Аликанте в Валенсии, на побережье
Средиземного моря, среди скульптурных обломков был найдет бюст из известняка,
получивший название по месту находки "Дама из Эльче" (возможно, фрагмент
статуи). Это замечательное произведение, вероятно, портрет знатной женщины
в характерных для иберов головных украшениях, считается работой греческого
или финикийского мастера второй половины V в. до н. э. (рис. 168). Иберы упорно
сопротивлялись римскому завоеванию в начале нашей эры. Но романизация играла
связующую роль в культуре разных племен.
Многие достижения иберов уникальны. Например, встречающаяся в архитектуре начала
VII в. , задолго до мавританского владычества, подковообразная арка. В IX-XII
вв. в архитектуре Испании получают распространения церкви византийского крестово-куполъного
типа. В VIII в. страна была завоевана арабо-берберскими войсками и далее развивалась
в русле мавританской культуры.
ИЕЗУИТОВ СТИЛЬ
ИЕЗУИТОВ СТИЛЬ - условное название течения в искусстве Барокко конца
XVI-XVII вв. в Италии, а затем и в других странах Европы.
Католический монашеский орден иезуитов (jesuites сокращ. от лат. "Societas
Jesu" - "Общество Иисуса") основан в Париже в 1534 г. Игнатием
Лойолой (1491-1556), испанцем из г. Лойола. Среди первых членов ордена был
Франциск Ксаверий, также из Испании. В 1540 г. орден утвержден Папой римским
Павлом III. Орден иезуитов отличался жесткой дисциплиной и консервативной идеологией,
но одновременно он сыграл значительную роль в распространении классического
гуманитарного образования.
В период наступления Реформации иезуиты оказали сопротивление протестантам
теологическим обоснованием правоты римско-католической церкви и стали во главе
движения контрреформации. Влияние ордена было столь велико, что под давлением
монархов Европы Папа Климент XIV в 1773 г. вынужден был запретить орден. В
1814 г. Папа римский Пий VII восстановил "Общество Иисуса". Орден
иезуитов является самым значительным из всех духовных орденов католической
церкви, имеет более трехсот университетов и двухсот школ (коллегиумов).
Сам Игнатий Лойола часто изображается в алтарных композициях человеком средних
лет с темной бородкой и высоким лбом, в черной рясе своего ордена, с книгой
в руках, на которой читается монограмма ордена: "IHS" или слова "Ad
majorem Dei gloriam" (лат. "Для преувеличения славы Божьей").
Изречение: "Цель оправдывает средства", которое приписывают иезуитам,
отсутствует в их уставе и девизах. Эмблема ордена - пламенеющее сердце.
В итальянской живописи встречается сюжет "Видение Христа Св. Игнатию Лойоле".
Легенда гласит, что на пути в Рим основатель ордена сделал остановку в часовне
у края дороги и во время молитвы увидел несущего крест Христа, который произнес: "Egvobis
Romae propitius его" (лат. "Помогу тебе на твоем пути в Рим").
Эти слова подсказали Лойоле название ордена (сравн. "Господи, куда идёшь?").
Игнатия Лойолу изображали также коленопреклоненным перед Папой Павлом III в
сценах исцеления, которые ему приписывались после смерти. Лойола причислен
к лику святых католической церкви. Главная иезуитская церковь в Риме построена
архитектором Джакомо делла Порта по проекту Дж. Виньолы в 1575-1584 гг. и названа "Иль
Джезу" (итал. "II Gesu" - "Во имя Иисуса"). Во дворике
Университета ордена иезуитов в Риме Ф. Борромини возвел необычной архитектуры
церковь Сан Иво алла Сапиенца (1642-1660). Другая церковь с типичным для стиля
римского Барокко фасадом называется Сан Иньяцио (итал. San Ignazio - Св. Игнатия;
проект иезуита О. Грасси, 1626).
Плафон главного нефа этой церкви расписал выдающийся живописец, архитектор,
скульптор и теоретик искусства, член ордена иезуитов Андреа Поццо (1642-1709).
Композиция плафона (1684) представляет "Апофеоз Св. Игнатия" - в
созданном художником иллюзорном пространст ее, где теряются представления о
реальных размерах интерьера, плоскости потолка и границах стен, в разрывах
облаков Ангелы уносят Св. Игнатия на небо. Бесконечное пространство, заполненное
множеством фигур и мастерски выстроенной перспективой, оставляет, тем не менее,
ощущение искусственности, рассудочности, ловкой игры, заранее рассчитанной
на определенный эффект. Так же, с эффектом "обмана зрения", художник
расписал воображаемыми архитектурными деталями подкупольное пространство в
средокрестии церкви.
В 1693-1702 гг. А. Поццо опубликовал двухтомный трактат "Живописная и
архитектурная перспектива", идеи которого оказали значительное влияние
на других художников. Работы Поццо хорошо иллюстрируют главные особенности "иезуитского
стиля", иррационального, мистического по духу, но натуралистического по
форме. Многие интерьеры римских церквей, в том числе интерьер церкви Иль Джезу,
оформляли архитекторы братья Джованни-Баттиста (?-1575) и Альберто (?) Тристани
из Феррары. Они считаются видными представителями "стиля иезуитов".
С 1545 г. с целью объединения всех церковных сил в борьбе с Реформацией в г.
Тренто, в Северной Италии, проходил собор католической церкви (Concilio di
Trento), получивший позднее название Тридентского.
Отсюда другое наименование стиля иезуитов - трентино (trentino). Постановлением
Тридентского собора художникам предписывалось "следовать величайшей строгости" и
противостоять "дионисийскому духу", в целом "заразившему" искусство
Барокко. Поэтому в "стиле контрреформации" нет тех качеств, которые
обычно приписывают Барокко: пышности, праздничности, показного великолепия.
Правда, многие церкви иезуитов были позднее перестроены и оформлены богаче,
поэтому "стиль иезуитов" вычленяется с трудом.
Стиль "трентино" получил распространение в Испании конца XVII в.
, второй католической стране после Италии. После Люблинской унии церквей 1569
г. и объединения Литовского княжества с Польшей в Речь Посполитую искусство
католического Барокко стало стремительно распространяться в Восточной Европе
-в Польше, Западной Украине и Белоруссии, Прибалтике. Иезуиты строили костелы
и коллегиумы по образцу итальянских, иногда по чертежам, присланным из Рима.
Использовалась традиционная схема: базилика с западным фасадом, фланкированным
двумя симметричными башнями. Но общей стиль был строг и аскетичен: минимум
декора - классический ордер, лишь с немногими барочными элементами.
Российская императрица Екатерина II поощряла иезуитов, надеясь с их помощью
сдерживать реформаторское и освободительное движение в западных землях империи.
Даже после официального упразднения ордена в 1773 г. иезуиты продолжали действовать
в России. В Петербурге в 1801 г. на Итальянской улице, недалеко от католического
костела Св. Екатерины, архитектор Л. Руска построил дом иезуитов в формах русского
классицизма. Только в 1815-1820 гг. при Александра I иезуиты были изгнаны из
России.
ИНДЕЙЦЕВ ИСКУССТВО
ИНДЕЙЦЕВ ИСКУССТВО - (нем. India-nishe kunst) - искусство коренных жителей
Америки, названных "индейцами" по недоразумению, так как Христофор
Колумб, достигший в 1492 г. берегов этого континента, был убежден, что
открыл морской путь в Индию.
Современные американские индейцы представляют собой группу разных народностей
монголоидной расы. По одной из гипотез, их предки переправились в Северную Америку
из Северо-Восточной Азии в 3-2 тыс. до н. э. по перешейку, ранее существовавшему
на месте Берингова пролива. Своеобразное искусство индейцев имеет корни в древней,
доколумбовой Америке. Они строят хижины с коническим покрытием - вигвамы, используют
технику плетения, выделку кожи, аппликацию, уборы из птичьих перьев.
От древнего искусства сохранился обычай геометризации растительных и животных
форм в орнаменте. Встречается орнамент, похожий на греческий меандр. Особенно
интересны резные тотемные столбы из цельного ствола дерева. Геометризация их
изобразительных элементов настолько сильна, что в процессе приспособления к объемной
форме столба происходит отрыв отдельных деталей друг от друга, нарушение естественной,
природной связи и возникает новая компоновка, связанная с мифологическими представлениями "мирового
дерева" (рис. 213).
В подобных изображениях глаза рыбы или птицы могут оказаться на плавниках или
хвосте, а клюв - на спине. В Бразилии рисунки американских индейцев изучал знаменитый
антрополог К. Леви-Стросс. Он исследовал приемы симультанных изображений и "рентгеновских" рисунков,
когда объект показывается одновременно с разных сторон, снаружи и изнутри. |
.
страницы: |