arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Стиль директории   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ДИАСТИЛЬ

ДИАСТИЛЬ - (лат. diastylus от греч. diastello - ставить врозь, разделять от dia - через и stylos - опора, колонна) -в архитектуре, согласно правилу древнеримского теоретика Витрувия, так называется тип храма с широко расставленными колоннами (у которого интерколумний - расстояние между колоннами - равен трем нижним диаметрам колонны -эмбатам). Такие пропорции характерны для построек древних этрусков в Италии.

 

ДИРЕКТОРИИ СТИЛЬ

ДИРЕКТОРИИ СТИЛЬ - (франц. Le Style de Directoire, или лат . "Directorium") -историко-региональный художественный стиль в искусстве Франции конца XVIII в., названный по короткому периоду правления Директории (1795-1799). В истории Франции - время между смутой революции, гражданской войны и становлением империи Наполеона Бонапарта.
Таким образом, этому стилю предшествует Неоклассицизм и эпоха Просвещения, а сменяет его стиль Консульства и Ампир. Стиль Директории представляет собой все тот же французский Неоклассицизм, только более строгий, суровый и аскетичный. Жизненные обстоятельства не способствовали созданию большого художественного стиля. Тем не менее, в эти годы появляются новые тенденции и мотивы. Умеренность и простота, свойственные Классицизму эпохи Просвещения, принимают нормативный характер. На фоне белых и серых стен интерьеров, чистых плоскостей ослабленных, нейтральных цветов с линейным обрамлением довольно необычно смотрелись элементы орнамента Древнего Рима. Антикизированная мебель фирмы Жакоб становится еще проще. Входит в моду полосатая обивка мебели и стен - штоф. Все эти элементы развиваются далее в стиле Ампир.

 

ДОРИЙСКИЙ СТИЛЬ

ДОРИЙСКИЙ СТИЛЬ - (греч. Dorikos). Дорийским называют один из ранних стилей античного искусства. Его формирование связано с переселением народов в бассейне Эгейского моря в конце XIII - начале XII вв. до н. э. Название - от легендарного Дора, или Дороса, сына Эллина и нимфы Орсеиды, получившего, по преданию, от отца землю в Элладе после потопа (слово Doros связано с doron - дар, щедрость, но имеет иной корень, чем dory - ствол дерева, древко копья - см. Дорифор).
Термин "эллин" стал этнонимом греков только к концу VIII в. до н. э. Историк Геродот называл дорийцев "много странствовавшими" (polyplaneton), они долго скитались и, в конце концов, осели в Пелопоннесе. "Дорийское нашествие" осуществлялось в несколько этапов. Согласно одной из гипотез, дорийцы - древние арийские племена, пришедшие с севера; по другой версии - они пришли с востока; согласно третьей - были вытеснены с Балкан и Дунайской низменности кочевниками. Дорийцы вытесняли ахейцев и пеласгов, населявших ранее материковую Грецию, они разрушили и сожгли Пилос, Тиринф. После второй волны нашествия в конце XII в. до н. э. пали Микены. Небольшая горная область в самом центре Греции теперь называется Доридой. Захватчики стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы или критяне. Но они умели обрабатывать железо, ковать оружие, и поэтому дорийское нашествие считается началом железного века в Восточном Средиземноморье.
Дорийцы отличались суровым нравом, аскетическим образом жизни, дисциплиной. Позднее дорийский дух был воплощен в Спарте. Дорийское завоевание, однако, не затронуло Аттику. К 900 г. до н. э. дорийцы заселили Пелопоннес, о. Крит, острова Эгейского моря и южную часть Малой Азии. Вытесняемые с этих земель ионийцы в дальнейшем составили дорянам духовную оппозицию. Противостояние Спарты и Афин, дорийского и ионийского стиля во многом определяло все последующее развитие античного искусства. Доряне несли с собой простое, иногда примитивное, искусство геометрического стиля.
В то же время на основании археологических находок можно судить, как доряне, оставаясь в меньшинстве и медленно смешиваясь с автохтонами, ассимилировали их культуру, в том числе и формы живописного крито-микенского искусства. Но именно дорийское нашествие оказалось стимулом, благодаря которому в V в. до н. э. возникло классическое искусство Древней Греции. Черты геометрического стиля дорийцев привносили в греческое искусство, смягченное ионийским влиянием, элементы архитектоники, строгой рациональной гармонии. Г. Земпер утверждал, что ионийцы совершали свои жертвоприношения в горах и не имели храмов. Поэтому именно дорянам с их "железной логикой" и рационализмом эллины обязаны своей архитектурой.
Древнейшие дорийские святилища, возможно, воспроизводили лесную поляну с алтарем либо пещеру. Но все последующие примеры показывают постепенное превращение жилого дома - мегарона - в храм. Из лесистых и дождливых районов, где они ранее жили, доряне принесли в Грецию двускатную крышу и деревянную стоечно-балочную конструкцию, от микенцев заимствовали использование сырцового кирпича. Храм Аполлона Кар-нейского на о. Тере, Артемиды в Спарте и храм Геры в Аргосе (VIII в. до н. э.) имели двускатные крыши, опирающиеся на деревянные колонны, поставленные (как и во дворце Кносса на Крите) на каменные базы. Из деревянной конструкции жилого дома (а не из египетского храма) следует выводить типичные формы эллинского зодчества: портик и перистиль (внутреннее помещение - наос, окруженное колоннадой). Вначале были простые деревянные столбы, поддерживающие со всех сторон вынос кровли, чтобы как можно дальше отвести сток воды от стен, сложенных из быстро размокающего сырцового кирпича. По свидетельству Павсания, в храме Геры в Олимпии (VIII-VII вв. до н. э.) была деревянная кровля, а деревянные колонны, по мере износа на пожертвования от разных лиц постепенно заменялись на каменные. Многие храмы на долгое время оставались с частично деревянными, а частично каменными колоннами разной формы и диаметра.
Позднее, на исходе античности, логику, порядок связи различных элементов архитектурной конструкции стали называть словом "ордер" (лат. ordin -строй, порядок). Дорический ордер характерен мощными, тяжелыми, близко поставленными колоннами, капителью из двух частей - эхина и абаки, тяжелым антаблементом - горизонтально расположенными архитравом, фризом и карнизом. Прототип дорической капители, по которой сразу же узнается архитектура дорийского стиля, искали в Древнем Египте, но ближе всего - так называемая ахейская капитель, найденная в Тиринфе (нач. VII в. до н. э.). Исторически сложилось две гипотезы о происхождении дорического ордера. Первая выводит формы каменной дорийской архитектуры из деревянной конструкции. Оказавшись в стране, где было мало леса, доряне вынуждены были повторять в камне то, что они раньше делали из дерева. Но камень имеет отличные от дерева физические свойства. Он хорошо сопротивляется сжатию, но становится хрупким при прогибе и растяжении. Поэтому, заменяя деревянные балки на каменные, строители убедились, что их поперечное сечение должно быть огромным, чтобы выдержать тяжесть перекрытия. Поэтому мощные колонны стали ставить близко друг от друга, чтобы они обеспечивали надежность положенных между ними горизонтальных каменных блоков архитрава. Отсюда характер дорийской архитектуры, легко узнаваемой по сплошному ряду приземистых, конических, близко поставленных колонн с широкими капителями. В начале XIX в. сложилась иная теория, отрицающая формообразующее значение деревянной конструкции. Действительно, к примеру, форма колонны дорического ордера вполне отвечает особенностям каменной опоры.
"К счастью, - как пишет О. Шуази, - обе гипотезы вполне возможно согласовать". Можно сказать, что "деревянные конструкции представляют собой каменную работу, воплощенную в дереве", а формы дорийского ордера можно производить "по желанию и от дерева и от камня". Но все же многие детали, такие, как огромная абака - плита, размером не соответствующая физическим свойствам камня, полукруглая "подушка" эхина, чередование триглифов и метоп фриза, мутулы, тения, гутты - все они логично объясняются изначальной конструкцией из дерева. Так, триглифы, возможно, представляли собой вертикальные планки, которыми "зашивали" торцы поперечных балок перекрытия, некрасиво выходящие на поверхность фриза. Зато метопы хорошо объясняются тем, что пространство между триглифами стали закрывать квадратными каменными плитами. Показательна и эволюция форм дорийской архитектуры.
По мнению О. Шуази, самые ранние каменные постройки неудачны именно с конструктивной точки зрения, они как бы демонстрируют неопытность и явные просчеты строителей в непривычном для них материале. "Древнейшие храмы показывают такую разрезку камней, которая безусловно заслуживает порицания" 2. Несоответствием материала конструкции объясняются ошибки строителей храма в Селинунте, Сегесте, Акра-ганте (см. гипетральный храм). Постепенно складывалась двухфасадность дорийских храмов, симметрия торцевых фасадов, образуемых двускатной крышей и определяемых двумя входами: западным в опистодом и главным, с востока - в наос.
Изобретением дорян являются фронтонные скульптурные композиции (вероятно, не ранее вт. пол. VII в. до н. э.), заполнявшие тимпаны - треугольники под двускатной кровлей западного и восточного фасадов. Эта особенность характерна именно для дорийского стиля - стремление всю композицию подчинить строгой тектонике.
Скульптурные элементы появлялись на поверхностях, свободных от физической нагрузки, - в квадратных метопах фриза, треугольниках фронтонов, по углам кровли в виде акротериев. Конструктивные элементы здания создавали как бы естественную раму для изобразительных композиций, в которых было возможно передавать рассказ, мифологический сюжет, иллюстрировать памятные события. Развитие этих форм осуществлялось, вероятно, от росписи терракотовых плит через раскрашенный рельеф к объемной скульптуре из мрамора. Стилистическую эволюцию претерпевала как общая композиция храма, так и отдельные детали дорического ордера. Древнейшие дорические колонны имели базу. Пример - колонны дорийского храма Зевса в Акраганте. Затем "коренастые" конические колонны, как, к примеру, в храме Посейдона в Пестуме (ок. 540 г. до н. э.), перестали требовать подставки снизу. Они и так прочно стояли на стилобате.
Ранние дорические постройки на западном и восточном фасадах иногда имели нечетное количество колонн - одна из них располагалась по центральной оси. Но затем строители перешли к более гармоничному распределению: опорами акцентировались углы здания, а под вершиной треугольного фронтона не требовалось вертикали - там и так находился главный вход. Ранние дорические колонны приземисты и сильно расширяются книзу.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz