|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Крито-Микенское искусство ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Складывается впечатление, что росписи, не имеющие явных прототипов, возникли внезапно, существовали всего каких-нибудь сто - двести лет среднеминойского периода и так же внезапно исчезли. Обнаружены лишь малые фрагменты (позднее они были "дописаны", и поэтому на репродукциях невозможно определить подлинные детали и позднейшие добавления). Самая известная композиция: "Собиратель крокусов", или "Голубой мальчик" - условные названия изображения фигуры "мальчика" голубоватых тонов на фоне огненно-красной лужайки с фантастическими цветами. Обращает внимание свободное, декоративное использование цвета, локальность тонального пятна. Близок египетскому искусству "Царь-жрец". Некоторые изображения произвольно срезаются "рамой". Подобный оптический прием невозможно представить ни в тектонических композициях египетского искусства, ни в последующем искусстве греческой классики. В росписи керамического саркофага, найденного в Агиа Триаде, и в рельефе каменной "вазы со жнецами" используется аналогичный атектоничный прием "выхода" изображения за обрамление. На парных золотых кубках, найденных в Вафио (селение на севере Пелопоннеса), расположены рельефные изображения: на одном - ловля диких быков, на другом - пасущиеся быки. Причем, как и в росписях Кносского дворца, земля с цветами и травами показана одновременно вверху и внизу композиции - вдоль верхнего и нижнего края кубка так, что цветы верхней части свисают вниз. "Кубки Вафио" относят к позднеыинойскому периоду, возможно, они сделаны в мастерских Крита. Общая тенденция к орнаментализации и стилизации изображений на основе какого-либо одного формального мотива - волны, зигзага - заметна во многих памятниках. В этом отношении характерна роспись "вазы с осьминогом" из Кипрского музея, в которой, несмотря на симметричное и тектоничное расположение декора, обыгрывается мотив извивающейся линии. Б. Виппер обратил внимание на относительно слабое развитие скульптуры и объяснил это тем, что живописность стиля предполагает большее внимание к пространству, чем к форме. Мастера Крита предпочитали не скульптуру, а пластику, работу в малых формах и мягких материалах. Они использовали не камень, а мрамор, в изделиях из слоновой кости, фаянса, бронзы обыгрывали блеск поверхности и живописную трактовку формы. Очевидно развитие от предельной схематизации кикладских идолов к "пространственному натурализму" крито-микенского искусства. Для критской пластики типичны пространственные композиции, например, фигурка "акробата" на рогах быка или женщины на качелях (мотив почти невозможный в скульптуре). Живописная тенденция в критском искусстве была столь сильна, что она приводила к диковинным (ни архитектурным, ни скульптурным и ни живописным) формам: изделиям из глазурованной керамики, "изображающим растения, коралловые рифы и раковины, морских раков и летающих рыбок. Эванс составил из них примерную панораму подводного царства, которая, возможно, находилась на дне бассейна и, таким образом, была видима сквозь прозрачную поверхность воды". Подобные опыты оптической иллюзии появились в античном искусстве снова более чем тысячелетие спустя - в эллинистический период, и они достаточно редки. В позднемикенской керамике заметно развитие новых, тектонических тенденций расположения декора (так называемый дворцовый стиль). Однако до этого, на рубеже среднеминойского и позднеминойского периодов, появляется своеобразная группа керамических изделий, расписанных живописно расположенными изображениями рыб, осьминогов, моллюсков, дельфинов, раковин. Но и в них есть своеобразная живописная тектоника. Так, фляга из Палейкастро с изображением осьминога похожа на огромную каплю воды, и кажется, будто мы видим плавающего осьминога не снаружи, а внутри. Характерны ритмические сдвиги бесконечного раппорта из моллюсков, аналогично узору на ткани, не имеющие примеров в более ранних стилях. Подобные примеры служат поводом для сравнения крито-микенского искусства с позднеэллинистическим, арабским, японским и даже с искусством французского Рококо XVIII в. "Нельзя не удивляться, - писал Э. Кон-Винер, - что уже в то время, почти на заре европейской культуры, в бронзовый век, мы находим искусство роскоши так ярко выраженное, искусство, богатые формы которого не только не вытекают из определенной цели, но, в особенности на Крите, прямо борются против ясного выражения подобной целесообразности". Позднее, когда около 1500 г. до н. э. гегемония перешла к континентальным Микенам, художественный стиль стал более суровым, чтобы затем, по мере усиления геометрического начала в Х-VIII вв. до н. э. послужить основой искусства древнегреческой классики V в. до н. э.
КУПЕЧЕСКОЕ РОКОКОКУПЕЧЕСКОЕ РОКОКО - ироничное название одного из неостилей периода Историзма и эклектики - третьего рококо 1880-х гг. Интерьеры особняков "третьего сословия" в России - купцов и мещан - были заполнены безвкусными эклектичными изделиями, мебелью с декором, подменяющим оригинальные рокайлъные формы вычурными завитками, а ценные материалы - дешевыми суррогатами. В этом смысле "купеческое рококо" близко английскому "викторианскому стилю".
КАТАЛОНСКИЙ МОДЕРНИЗМКАТАЛОНСКИЙ МОДЕРНИЗМ - (исп. "modernismo catalana") - национально-романтическое течение в искусстве Испании периода Модерна конца XIX - начала XX вв. Идеи этого движения складывались в кружке испанских прерафаэлитов, который возглавлял живописец, теоретик искусства, коллекционер и меценат Пабло Мила-и-Фонтаналс (1810-1883). В 1851-1856 гг. Мила-и-Фонтаналс был профессором Школы изобразительных искусств в Барселоне. Изучением и реставрацией памятников средневековой Каталонии занимался архитектор Ллуис Доменеч-и-Монтанер (1850-1923). Археолог, писатель, исследователь архитектуры Хосе Пуиг-и-Кадафальк (1867-1956) участвовал в движении "Искусства и ремесла", зародившемся в Англии, в мастерских У. Морриса, строил здания в Барселоне в неоготическом стиле с элементами искусства Ар Нуво. Но более всего движение "каталонского модернизма" связано с именем архитектора-фантаста Антонио Гаудй (1852-1926). Заказчиком и покровителем этого необычного художника был Мила-и-Фонтаналс. Гауди называли "гением Модерна". Он родом из Каталонии и работал в Барселоне. Гауди удалось создать столь невероятный, фантасмагорический стиль, что для него пришлось придумать специальное название: каталонский модернизм. Художник работал в период Модерна, во Франции стиль этого времени называли Ар Нуво ("Новое искусство"), в Германии - югендштилъ. Человек своей эпохи, Гауди вдохновлялся традициями родной ему каталонской готики, национальными стилями мудехар, исабеллино, платереск и чурригереско. Гауди работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно, как средневековый мастер, импровизируя на строительной площадке. Помимо подготовительных рисунков и скульптурных макетов в 1/10 натуральной величины, Гауди рисовал прямо на доске, во время строительства - то, что он хочет сделать, и его помощникам приходилось прикладывать немало усилий, чтобы претворить эти фантазии в материале. Произведения Гауди лишь отчасти можно назвать архитектурой - они не строились, а "возникали", вырастали органически, как природные образования. Конструкция неуловимо преображалась в скульптурное изображение, которое тут же могло превратиться в мозаику на объемной поверхности, стать цветопластикой, живописью, инкрустацией, чтобы потом снова перерасти в некое подобие органо-конструктивной формы. Такую архитектуру в других случаях называют "органической". Творчество Гауди можно отнести к этому течению, но также лишь отчасти. Его органичная архитектура населена причудливыми существами, фигурами людей и животных, усеяна цветами и деревьями из камня, со стенами из разноцветного бетона, извивающимися как змеи, и крышами с гребнями, похожими на спящего каталонского дракона. Историк архитектуры М. Рагон называл Гауди "одержимым поэтом камня". В некоторых здания Гауди нет ни одного прямого угла, что необычно для архитектуры, но свойственно искусству Модерна. Во многих постройках используются характерные элементы Готики: трилистники, квадрифолии, крестоцветы, готические капители, фиалы и крестоцветы. В созданном архитектором парке Гуэль в Барселоне (1900-1914) неожиданно появляется колоннада дорического ордера, а во Дворце каталонской музыки - странное соединение мавританского стиля с китайским. Важная роль в этих фантастических произведениях отводилась цвету и фактуре, для чего использовалась облицовка битым керамическим черепком, мозаика из разноцветного стекла. В Доме Батло (1905-1907) А. Гауди придумал навершия из стеклянных шаров, заполненных окрашенным песком, и разноцветные стеклянные колокольчики, звенящие на ветру. Каталонский мастер использовал в своих сооружениях необычные, но строгие, с математической точки зрения, формы: параболы, геликоиды, гиперболоиды, звездчатые многоугольники для связи колонн и сводов. Причем он подчеркивал, что эти формы постоянно встречаются в природе. Стилистически мир Гауди эклектичен, иногда на грани кича, даже в тех случаях, когда этот гениальный мастер возводит христианский храм - собор Саграда Фамилиа (исп. Sagrada Familia - "Святого Семейства") в Барселоне (начат в 1883 г. ) (рис. 457). "Всё в его работе кричит о полнейшем безразличии к стилю... У него вообще нет вкуса: по крайней мере, современному глазу варваризмы стилистических коллажей мастера во всех его работах кажутся вопиющими... Достаточно одного взгляда на фасады Саграда Фамилиа, чтобы заметить: при формальном соответствии доктрине от всего так и веет ересью. В этой архитектуре... больше карнавальной мистерии, гимна природе... Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением... Гауди - это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе". С этой оценкой перекликается высказывание другого художника: "Испания - страна самого дурного в мире вкуса, - как всегда вызывающе, но метко высказался С. Дали, - при общем засилье кича она поставляет самые высокие его образцы. Испания способна рождать таких гениев, как Гауди, как Пикассо". В классическом испанском искусстве соединяется религиозный фанатизм, мистическая экспрессия и натурализм формы. Таково творчество великих испанских живописцев Эль Греко, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, Ф. Гойи. Фантасмагорическим порождениям классиков родственен "кичевый натурализм" массовых изделий церковного рынка XIX-XX вв. Творения А. Гауди в русле испанской традиции напоминают кошмарные видения, но сам архитектор был искренен, наивен и религиозен. Искренний религиозный порыв чувствуется в главном произведении его жизни - соборе Саграда Фамилиа. Этой постройке Гауди отдал сорок три года, но так и не успел ее завершить. Во множестве необычных, часто натуралистичных деталях собора проявляется религиозный символизм. Такого "органичного" взлета форм, движения масс, льющихся потоков света не знала старая каталонская готика. Но так же, как и средневековые готические соборы, эта колоссальная постройка могла быть, по словам самого Гауди, "делом трех поколений". А ее создатель, по насмешке судьбы, погиб прозаично: он был сбит трамваем на улице в Барселоне, когда шел на работу, задумавшись и не видя ничего вокруг. В Барселоне его оплакивали как святого и похоронили в крипте собора Саграда Фамилиа. До сих пор знавшие его люди не могут решить, был ли это гений или безумец. Собор Саграда Фамилиа не окончен, и его строительная площадка стала "энциклопедией Гауди", местом паломничества архитекторов разных стран мира. Строительство собора продолжается по настоящее время. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |