arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Большой стиль / Классицизм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Это объясняет, почему у итальянского Барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи Классицизма. Так, в оформлении фасадов зданий сохранялась строгая классицистическая ордерная разработка стены, но в деталях оформления интерьера, шпалерах, мебели присутствовали барочные элементы.
Влияние государственной идеологии было столь велико, что именно с этого времени отдельные этапы развития искусства во Франции стали обозначать именами королей: стиль Луи XIV, стиль Луи XV, стиль Луи XVI. Обычай такого наименования был позднее обращен и назад, во времена до правления Людовика XIV. Другая важнейшая особенность эпохи заключалась в том, что именно во Франции второй половины XVII столетия сложилось само понятие художественного стиля. До этого, в Италии, идеи Классицизма, лишь начав формироваться, тут же были потеснены Маньеризмом и Барокко.
Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве и его роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни -быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). Вместе с осознанием стиля приходит эстетизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, "чувства детали". Эта особенность стала традицией, которая создала за несколько десятилетий особенное "чувство формы", пластическую культуру, тонкость мышления, присущие именно французской школе. Но складывалась эта культура непросто. Вначале на смену ренессансному идеалу целостной, статичной, уравновешенной в себе формы (несколько расшатанному искусством Маньеризма и Барокко) пришла идея эстетизации "случайных прелестей" и отдельных средств достижения красоты: линии, краски, фактуры материала. Вместо категории композиции (compositio), выдвинутой итальянским архитектором и теоретиком Л. Б. Альберти, вводится понятие "смешанного соединения" (лат. mixtum compositura). Начало такому дроблению положили итальянские художники-маньеристы, работавшие при дворе Франциска I, а затем Генриха II в школе Фонтенбло. Их французские ученики, трудившиеся в графских и королевских замках по течению р. Луары (см. "Валь-де-Луар") и в самом Париже, постепенно формировали аристократическую культуру формы, блиставшую позднее в стиле Рококо XVIII столетия, но свои первые плоды она принесла в XVII в. "Может быть, влияние французского искусства на быт высших слоев европейского, в том числе и русского общества, было сильнее в XVIII в., но основы супрематии французского языка, манер, мод, удовольствий были заложены, несомненно, временем "Короля-Солнца".
Не случайно именно вторую половину XVII столетия называют "самым блистательным периодом французской истории". Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Вероятно, пышность стиля придворного искусства действительно создавала впечатление "вечного праздника жизни". По свидетельству знаменитой мемуаристки госпожи де Севинье, двор Людовика XIV все время пребывал "в состоянии удовольствия и искусства"... Король "всегда слушает какую-нибудь музыку, очень приятную. Он беседует с дамами, которые привыкли к этой чести... Празднества продолжаются каждый день и полночи". В "блестящий семнадцатый век" стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на зеркала и мемуары. Люди захотели увидеть себя со стороны, стать зрителями собственной позы. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета. Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских дворов.
В Большой галерее Версальского дворца зажигались тысячи свечей, отражавшихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было "столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить". Ни одно из европейских государств не смело соперничать с Францией, находившейся тогда в зените славы. "Большой стиль" появился в нужное время и в нужном месте. Он точно отражал содержание эпохи - но не ее действительное состояние, а настроения умов. Сам король мало интересовался искусством, он вел бесславные войны, истощавшие силы государства. И люди как будто старались не замечать этого, они хотели выглядеть такими, какими казались себе в своем воображении. Какая самонадеянность! При изучении этой эпохи возникает ощущение, что самыми большими ее художниками были портные и парикмахеры. Но история со временем все поставила на свои места, сохранив для нас великие произведения архитекторов, скульпторов, рисовальщиков и граверов. Мания стиля, французской "большой манеры" стремительно распространялась по Европе, преодолевая дипломатические и государственные барьеры. Сила искусства оказалась сильнее оружия и перед ней капитулировали и Берлин, и Вена, и даже чопорный Лондон.

 

Основные принципы стиля.

"Стиль Людовика XIV" заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей Классицизма и художественного стиля Неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX вв. в большинстве европейских стран. Другая важнейшая особенность эпохи "Большого стиля" состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. В 1648 г. по инициативе "первого живописца короля" ТТТ Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры. В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи. В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры. Ее директором был назначен Ф. Блондель Старший, секретарем - А. Фелибьен (см. "блонделев-ский стиль"). "Большой стиль" требовал больших денег. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры. В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности "архитектора короля" и "первого архитектора короля".
Все строительные работы находились в ведомстве Двора. В 1655-1661 гг. архитектор Л. Лево построил для Н. Фуке, "королевского контролера финансов", дворец Во-ле-Виконт. Парк регулярного стиля разбил А. Ленотр, интерьеры с блеском оформил Ш. Лебрюн. Дворец и парк вызвали столь сильную зависть короля Людовика, что министр Фуке под первым же предлогом был брошен в тюрьму, а Лево и Ленотру приказано построить нечто более грандиозное в Париже и Версале. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Восточный фасад называют "колоннадой Лувра" из-за мощного ряда сдвоенных колонн "большого ордера". Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра. Интересна история создания этого шедевра. К участию в конкурсе был привлечен выдающийся мастер зрелого римского Барокко Дж. Л. Бернини. Он представил барочный проект с вычурно изогнутыми фасадами, насыщенными множеством декоративных элементов, но французы предпочли свой, отечественный, более строгий и классичный (рис. 654). Его автором оказался не профессиональный строитель, а медик, увлекавшийся архитектурой и переводивший на досуге на французский язык трактат Витрувия. Это был К. Перро '. Он отстаивал исключительно античные, древнеиталийские основы классицистической архитектуры. Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца.
В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского Классицизма: Отеля Ламбер (1645) и ансамбля "Коллежа Четырех Наций" ("Института Франции"; 1661-1665). Рядом с "Коллеж де Франс" в 1635-1642 гг. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу "Коллеж де Франс", церковь Сорбонны венчает необычный для того времени "французский купол". В 1671-1676 гг. Л. Брюан возвел на левом берегу Сены комплекс зданий Дома Инвалидов для ветеранов войны. В 1679-1706 гг. архитектор Ж. Арду-эн-Мансар дополнил этот ансамбль своим шедевром - церковью Дома Инвалидов. Ее купол с золоченым орнаментом, "фонарик" и шпиль видны издалека. Церкви Института Франции, Сорбонны и Дома Инвалидов представляли собой новый тип классицистического здания, центрического плана, с портиком, треугольным фронтоном и куполом на барабане с колоннами или пилястрами. Эта композиция - так называемая "французская схема" - положена в основу многих последующих произведений архитектуры европейского Классицизма XVIII-XIX вв., в том числе и в России. В 1685-1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее - Вандомская площадь). Прямоугольная в плане, со срезанными углами, она задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца. В центре была установлена конная статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1683-1699); уничтожена во время революции 1789 г. Фасады зданий, обрамляющих площадь, имеют однотипные портики, что придает композиции целостность и завершенность. Другая площадь в честь короля, также по проекту Ж. Ардуэна-Мансара,- "Площадь Побед" (Place des Victoires) создана в 1685 г. Ее украшала конная статуя Людовика XIV работы голландского скульптора М. фан Лен Богарта (по прозванию Дежарден); уничтожена во время революции 1792 г. (восстановлена М. Бозио в 1822 г.; см. кавалло).
В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена Арка Сен-Дени в честь побед французского оружия - перехода армии короля Людовика через Рейн. Блон-дель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения "Большого стиля". Барельефы арки по эскизам Ш. Лебрюна выполнили скульпторы братья Ангье. С 1676 г. Блондель разрабатывал новый генеральный план Парижа, предусматривавший создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. Ф. Блондель был выдающимся теоретиком, в своем "Курсе архитектуры" (1675) он доказывал, что основы классицистического стиля лежат не "в подражании Риму", а в рациональном мышлении и точном расчете пропорций. С ним полемизировал создатель "Колоннады Лувра" К. Перро. В 1691 г. еще один теоретический трактат под тем же названием: "Курс архитектуры" опубликовал Ш.-А. де Авилер. В 1682 г. Людовик XIV покинул Париж и двор переехал в пригородную резиденцию - Версаль.
В этом жесте видят желание короля создать новую блистательную столицу, целиком связанную только с его именем. Среди скульпторов "Большого стиля" выделяются Ф. Жирардон, А. Куазево, Н. Кусту (младший брат которого известен группами "коней Марли"), П. Пюже, Ж. Саразен, Ж.-Б. Тюби. В годы правления Людовика XIV творили два выдающихся живописца: К. Лоррен и Н. Пуссен. Они работали в Италии и по своим устремлениям были далеки от помпезного "Большого стиля".
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz