|
Не
менее выразителен и внешний облик Палаццетто. Эта выразительность достигнута
Нерви за счёт отступления от сложившихся решений композиции зданий с
купольным покрытием. Обычно распор купола передают на кольцевую балку,
опёртую на ряд расположенных по наружному периметру стоек, воспринимающих
вертикальную нагрузку от покрытия. При этом наружные стены, освободившиеся
от нагрузки с покрытия проектируют не несущими, и чаще всего в виде стеклянного
витража, форма которого достаточно тривиальна и маловыразительна. Нерви
ушел от этой традиции, поместив опорное кольцо ниже уровня земли, и связав
купол с опорным кольцом наклонными Ч-образными опорами. Благодаря этому
приёму композиция Палаццетто приобрела тектоничность и индивидуальность.
Благодаря выносу на фасад наклонных опор, невыразительный стеклянный
витраж наружных стен ушёл в глубокую тень за этими опорами.
Близкий Палаццетто архитектурный образ был создан Р. Саржером в 1955 г. при проектировании
/совместно с арх. Л. Симоном и А. Морриссо/ здания крытого рынка в Ройане /Франция/.
Круглое в плане здание рынка диаметром 50 м. покрыто волнистым пологим куполом
из 13 сопряжённых железобетонных оболочек параболоидного типа, опёртых по внешнему
контуру на расположенные шагом 12 м 13 низких опор, связанных фундаментным кольцом.
Наружные края оболочек образуют большой консольный свес над стеклянными наружными
стенами, создавая красивую светотень и частично солнцезащиту фасадов. Как и в
Палаццетто в вершине купола устроен фонарь верхнего света. В дополнение к этому
вдоль продольной оси каждой из тринадцати оболочек предусмотрены длинные щелевые
светопроёмы. Рынку в Ройане присущ исключительно целостный внешний образ и гармоничный
интерьер, достигнутые творческим подходом к конструктивному структурированию
композиции.
То обстоятельство, что грань между возможностью достичь гармонии при органичном
применении новой конструкции или потерпеть неудачу /при учёте какого-либо одного
фактора/, доказывает проект Р. Саржера /с арх. Сабийот и Гароде/ крытого рынка
для Нантерра. Саржера увлекла техническая идея скомпоновать из параболоидных
оболочек двоякой кривизны /аналогичных применённым в Ройане/ не купольное, а
кольцевое сооружение с круглым небольшим атриумом. Это позволило увеличить диаметр
сооружения до 80 м, расположить опоры 16 составляющих покрытие оболочек по периметру
внутреннего двора, соединив их фундаментным кольцом, консолировать оболочки /вынос
консоли 25 м/ и подвесить к их фасадному краю каркас витража наружных стеклянных
стен. В связи с переменной кривизной оболочек к фасадной поверхности они подходят
плоским краем. Поэтому внешний облик здания рынка получил банальную форму стеклянного
цилиндра с плоским железобетонным карнизом, а богатая пластическая форма покрытия
осталась композиционно не востребованной. Таким образом, решая несомненно интересную
техническую задачу, авторы проекта проиграли в композиции.
Комбинации пространственных конструкций в одном объекте.
Наряду с композициями, основанными на тектонической интерпретации единой
конструктивной формы /пологого ребристого или волнистого купола, складок
или др./ структурализму присущи так же решения, основанные на комбинации
в одном объекте нескольких типов новейших пространственных конструкций.
Классическим примером такой композиции может служить здание крытого спортивного
зала в г. Сидзуока /Япония/, построенного в 1956 - 1957 гг. по проекту арх.
К. Танге, К. Коцуки,М. Ёсиока, инж. Ё. Цубой. В здании наружные стены выполнены
из железобетонных складок с переменной глубиной сечения и высотой, несущих
пространственный железобетонный опорный контур покрытия в форме гиперболического
параболоида. А в крытой спортивной арене в Такамацу тех же авторов основой
архитектурной формы стала пластичная железобетонная конструкция пространственного
опорного контура висячего покрытия зрелищно-спортивного зала и не менее мощные
опорные пилоны.
Не менее интересна и выразительна композиция собора в Ройане /арх. Г. Жилле,
инж. Б. Лафай и Р. Саржер, построенного в 1954 - 1956 гг.
Овальный в плане собор имеет стены из отдельных железобетонных складок и пространственное
покрытие висячей железобетонной оболочкой. Отвечая традициям французской готики,
это сугубо современное здание решено очень высоким: стены имеют переменную
высоту от 36 до 65 м. Устойчивость стен обеспечена их конструкцией из одиночных
складок треугольного сечения глубиной 2,2 м при толщине всего 12 см. Одиночное
размещение складок предусмотрено в целях устройства между ними традиционных
цветных витражей. Совместная работа складок обеспечена связями в трех уровнях
по их высоте: в нижней зоне - своеобразной конструкцией, аналогичной по статической
роли готическим контрфорсам, в верхней трети - наружной галереей, поверху-пространственным
опорным контуром висячей оболочки покрытия. Образ здания -выразительная интерпретация
традиционной темы католического храма, эмоциональное воздействие которого достигнуто
методами конструктивного структурализма без каких- либо дополнительных декоративных
средств и приёмов.
По тому же пути комбинации в храмовом здании современных пространственных конструкций
и построения архитектурного образа на базе выразительности их форм пошли арх.
П. Эбре, Ж. Ле Кутер и инж. Р. Саржер в проекте собора в г. Алжире /1956 г/.
В композиции храма главенствует центральная башня высотой 35 м с поверхностью
гиперболоида вращения, окружённая более низкими стенами из железобетонных складок.
В проекте собора авторам удалось опоэтизировать и придать новое звучание ставшему
уже привычным глазу, как чисто технологическое явление, силу- эту гиперболоида
вращения.
На рубеже 1960-1970-х гг. сформировалась своеобразная ветвь структурализма,
получившая наименование стиля большого бизнеса /big busness style/, реализовавшаяся
преимущественно в проектах высотных офисов крупнейших фирм и корпораций. Архитектурная
композиция этих объектов построена главным образом на эстетике новейших конструктивных
систем таких зданий, активно внедрявшихся в строительство именно в эти годы.
Эстетика оболочково-каркасной системы получила эстетическую трактовку в зданиях
Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Транс-Америка в Сан-Франциско, каркасно-ствольноподвесной
- в офисе фирмы БМВ - в Мюнхене, ствольной - в офисе "Рыцарей Колумба" в
Нью-Йорке, а оболочково-диафрагмовой - в офисе Сёрс и Робак в Чикаго. Отличительной
особенностью этих композиций является тектоничность, сдержанность и лаконичность,
использование наиболее современных и совершенных отделочных и конструктивных
материалов. В проектах этих зданий, пожалуй, впервые в практике строительства
небоскрёбов уделено большое внимание не только их венчанию, но и компоновке
входной зоны часто с организацией представительной благоустроенной небольшой
площадки /плазы/ перед зданием, украшенной декоративной скульптурой.
РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ.
РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ. Распад классицизма обусловливался как ходом
социально-экономического развития России - становлением капитализма,
так и реакционной политикой самодержавия. После расстрела в 1825 г. в
Петербурге на Сенатской площади участников декабрьского восстания царское
правительство стало на путь жесточайших репрессий, подавления передовых
идей и жесткой цензуры, распространив ее на все виды искусства. В такой
обстановке прогрессивная сущность классицизма и его демократическая направленность
резко противоречили требованиям самодержавия в лице Николая I, провозгласившего
реакционную теорию "официальной народности", воплощенную в
триаде: "православие, самодержавие, народность".
В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма
и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям
жизни. Возникшее в это время идеологическое течение - так называемое
славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной
самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию "официальной
народности" и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский
стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон (1794-1881 гг.).
Зачатки этого направления в архитектуре появились еще в середине 1820-х
годов в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви
Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной
церкви в Киеве. В ходе разработки проекта церкви в Потсдаме В. П. Стасов
получил указание императора создать русский "национальный" храм,
и, естественно, он обратился к средневековой архитектуре Москвы, которая
олицетворяла собой национальную самобытность русского зодчества. В результате
под Берлином появился пятиглавый храм (1826-1830 гг.) в ложно-византийском
стиле. Важные предпосылки при проектировании Десятинной церкви в Киеве
направили творческие поиски В. П. Стасова в то же русло, ибо император
отклонил проекты других архитекторов, разработавших их в приемах классицизма.
В Десятинной церкви (1828-1842 гг.) проявилась та же ложновизантийская
трактовка призматического объема с пятью куполами на высоких барабанах. |
.
страницы: |