|
В 1752 г. выдающийся русский ученый М. Ломоносов получил "привилегию" на
устройство Усть-Рудицкой фабрики цветных стекол, в 1746 г. Д. Виноградов основал
производство русского фарфора. "Елизаветинский стиль" в искусстве
середины XVIII в. был многообразен. В 1756-1759 гг. знаменитый французский ювелир
Ф.-Т. Жермен выполнил по заказу Елизаветы Петровны "Парижский сервиз" из
серебра в стиле Рококо.
Орнамент рокайля вообще нравился императрице и использовался в оформлении дворцовых
интерьеров. Изделия "виноградовского фарфора" раннего периода также
следовали стилю Рококо. Идеологическую и художественную оппозицию елизаветинскому
правлению представлял М. Ломоносов. Выполненная им с помощниками мозаика "Полтавская
баталия" (1762-1764) демонстрирует стремление отойти от придворного стиля.
Но нагляднее всего сложность и многообразие "елизаветинского рококо" проявилась
в архитектуре.
В середине XVIII в. с невиданным ранее размахом начались строительные работы
в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Выразителем нового стиля стал назначенный
в 1732 г. на должность обер-архитектора Франческо Бартоломмео Растрелли Младший
(1700-1771), сын скульптора и архитектора аннинского времени Б. К. Растрелли
Старшего. Растрелли Младший, итальянец, родился в Париже, где при дворе Людовика
XIV работал его отец. В 1716 г. вместе с отцом приехал в Петербург, затем учился
во Франции. В Париже Растрелли-сын усвоил эстетику "Большого стиля" Людовика
XIV, французского Классицизма, лишь в небольшой степени включавшего элементы
Барокко. В то же время известно, что в 1741-1742 и 1745 гг. зодчий был в Москве
и изучал древнерусскую архитектуру. В Европе в это время господствует стиль Рококо.
В дальнейшем Растрелли будет в своем творчестве успешно сочетать все эти элементы.
В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741-1744) (на его месте теперь
находится Михайловский замок) Растрелли следует "французской схеме" -
композиции из трех ризалитов с двором курдонером. Декор включает как французские,
рокайльные, так и итальянские элементы. Но склонность архитектора "к богатой
полихромии, позолоте и растительному орнаменту... самая цветистость и узорчатость...
тот факт, что в эпоху господства рокайльного орнамента мастер проявляет такое
увлечение именно растительными мотивами, столь популярными в русском народном
узоре XVII-ХVIII вв. , все это красноречиво свидетельствует о том, как глубоко
Растрелли впитал в себя своеобразие русского народного творчества".
В проекте Андреевской церкви в Киеве (1747), возведенной И. Мичуриным, Растрелли
использует традиционное русское пятиглавие, но по-барочному усиливает контраст
центрального купола и четырех малых, превратившихся в башни-шпили. Ф. Б. Растрелли
- автор Воронцовского (1746) и Строгановского (1750-1754) дворцов в Петербурге.
Императрица Елизавета требовала возводить вместо башенных церквей, принятых в
петровскую эпоху, традиционные пятиглавые. Поэтому, перестраивая и расширяя Большой
Петергофский дворец (1747-1752), Растрелли вынужден был нарушить симметрию "французской
схемы" и изменить церковный корпус, сделав его пятиглавым, в отличие от
противоположного одноглавого, "гербового".
Однако целостность зданию придают общее барочное ощущение формы куполов и пространственность
композиции. Еще одна интересная тенденция "елизаветинского стиля" -
монументализация рокайльного декора. Императрица задумала соорудить "нечто
великое" для хранения мощей Св. Александра Невского в Александро-Невском
монастыре близ Петербурга. Мощи новгородского князя, победившего в 1240 г. шведов
на реке Неве, были перенесены в монастырь из Владимира в 1724 г. Петром Великим
в знак освящения новой столицы России. Елизавета пожертвовала 90 пудов серебра
из колыванских рудников для необычного пятиметрового сооружения, изготовленного
в 1750- 1753 гг. на Монетном дворе Петропавловской крепости. Проект разработал
Г. -Х. Гроот - саркофаг на фоне пятиярусной пирамиды. Фигуры Ангелов по сторонам
держат картуши с надписями. На вершине пирамиды, на фоне мантии - рельефный портрет
князя Александра Невского. По сторонам отдельно стоят трофеи и канделябры. Эскизы
барельефов сделал Я. Штелин, надписи сочинил М. Ломоносов. Прототипы подобных
композиций известны в европейском ренессансном искусстве, например, надгробия
герцогов Медичи во Флоренции работы Микеланжело.
Но петербургский монумент похож на непомерно увеличенное ювелирное изделие, ощетинившееся
римскими военными атрибутами и перистыми рокайлями. Тот же принцип использовал
архитектор Растрелли в декорировке фасадов Большого Царскосельского (1752-1756)
и Зимнего дворца в Петербурге (1754-1762). Общая планировка, композиция фасадов
и анфиладный принцип расположения помещений в обоих дворцах следуют принципам
французского Классицизма "Большого стиля" эпохи Людовика XIV. Растрелли,
конечно, помнил Версаль, и многие детали этого архитектурного шедевра повторены
в его постройках - зрительное колебание плоскости стены с помощью раскреповок,
сдвоенных колонн, слегка выступающих ризалитов, вазы и статуи с балюстрадой на
кровле. Компактность плана, монолитность не позволяют отнести эти постройки Растрелли
к стилю Барокко. Примечателен декор: огромные рокайли и типично растреллиевские
асимметричные картуши, иногда соединенные с львиными масками. С огромными "гребешками" по
краям они похожи не то на какие-то чудища, не то на деформированные раковины,
существенно отличающиеся от итальянских и французских прототипов.
Несмотря на общую пышность и тяжеловесность декора, особенно ощутимые в Царскосельском
дворце, Растрелли последовательно использует классицистический принцип формообразования:
тему с вариациями. Его последствия парадоксально создают барочное впечатление.
Все приемы Растрелли двойственны. Собранные на углах здания в пучок колонны или
пилястры принадлежат разным пространственным планам, одновременно фону и выступающему
ризалиту, такой же сдвиг имеют горизонтальные членения - карнизы, тяги. Все они
кажутся вариациями одной темы. На фасадах Зимнего дворца Растрелли применил 12
типов оконных проемов, имеющих 22 типа обрамлений, дополненных 32 типами скульптурного
декора. Элементы повторяются, но каждый раз в новых сочетаниях.
В интерьерах Растрелли использует классический ордер, но сознательно смешивает
обрамляющие и заполняющие элементы, что создает впечатление непрерывной трансформации,
движения в пространстве. Свой контрапунктический принцип Растрелли гениально
воплотил в Смольном соборе. Монастырь на месте бывшего Смоляного двора императрица
Елизавета задумала строить в 1744 г. , надеясь удалиться в него под старость.
Он возводился в течение пятнадцати лет, но так и не был завершен. Воскресенский
собор монастыря строил сам Растрелли (1745-1757). Взяв за основу древнерусское
пятиглавие, что видно в предварительно изготовленном деревянном макете, Растрелли
затем смело изменил проект и почти вплотную придвинул боковые башни к центральному
куполу.
В результате возник новый образ столпообразного, башенного храма, проникнутого
неудержимой динамикой, стремлением ввысь. Но вершиной этого движения, по замыслу
архитектора, должна была стать огромная колокольня (ее возвести не удалось).
Зрительный центр ансамбля оказывался смещенным относительно собора, как в древнерусских
монастырях. Типично барочная идея приобретала, таким образом, необычное звучание,
отличающее ее от западноевропейского стиля Барокко, где динамика форм разворачивается
либо в плоскости фасада, либо вдоль оси симметрии. Воскресенский собор Смольного
монастыря не случайно сравнивают с фугами И. С. Баха. Спустя десятилетия архитектор
екатерининского классицизма, чуждый растреллиевскому стилю Дж. Кваренги, проходя
мимо собора, каждый раз снимал шляпу и произносил: "Вот это храм!"
Гениальность Растрелли заключается в том, что он сумел объединить многие стили,
формы и приемы и тем самым создал мощный импульс дальнейшему развитию искусства "русского
барокко". Но стиль самого Растрелли правильнее было бы назвать "монументальным
рококо", поскольку мастер придал формам елизаветинских рокайлей подлинную
монументальность и сумел привнести в Рококо конструктивное начало, что само по
себе кажется невозможным... "Вернее было бы сказать, что Рококо как архитектурный
стиль создал Растрелли... Его произведения доказывают, что Рококо может быть
монументальным, крупномасштабным, пластичным и массивным. Динамичность же, которую
находят в обоих стилях (Барокко и Рококо), не одна и та же. Динамика Барокко
- в резких контрастах, Рококо - в вариационности и моторности... Растрелли создатель
стиля и правильнее по нему мерить других". Растрелли - Бах, Гайдн и Моцарт
одновременно. Вариационный принцип проявлялся и в организации работ. Растрелли
все рисовал сам: лепнину, вазы, орнаменты наборного паркета, изразцовые печи
(которые так и называли "растреллиевскими"), решетки ворот и окон,
светильники и дверные ручки. Но обычно мастер только задавал тему, набрасывал
несколько рокайльных мотивов, как бы подсказывая своим помощникам возможности
дальнейших вариаций. По этим рисункам работали "резные мастера" И.
Ф. Дункер, Л. Роллан, Н. -Ф. Жилле. Живописцами-декораторами были итальянцы Дж.
Валериани, П. Градицци, А. Карбони, А. Перезинот-ти, А. Урбани, Ф. Фонтебассо,
К. Цукки. Значение растреллиевского стиля состоит и в том, что, основанный на
принципах Классицизма, он не препятствовал дальнейшему его развитию.
С переменой вкусов во второй половине XVIII столетия фасадам зданий, интерьерам,
мебели оставалось только скинуть с себя вышедший из моды рокайльный декор - общая
композиция не требовала изменений. Петр Великий расчистил место в дельте Невы
для будущего "Парадиза" (франц. Paradis - Рай). В царствование Елизаветы
Россия начала стремительно догонять Европу, что сыграло свою роль в эпоху Великой
Екатерины, когда русское искусство впервые развивалось наравне с западноевропейским,
а Петербург, превратившийся в Северную Пальмиру, засверкал такими жемчужинами
архитектуры Классицизма, каких нет нигде в мире.
|
.
страницы: |