|
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Истоки движения.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ - сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только
архитектуру, но распространился широко и повсеместно на весь предметный
мир - мебель, одежду, книжную графику сценографию и пр., заложил теоретическую
и практическую базу дизайна.
Отчасти художественной предтечей современного движения послужил сформировавшийся
в начале ХХ в. футуризм и конструктивизм /в изобразительном искусстве/. От
футуризма функционализм воспринял его демонстративное отрицание творческого
наследия, а от конструктивизма культ обобщенных абстрактных геометрических
форм. Идеи архитектурного функционализма первоначально формировались в виде
литературных манифестов, "бумажных" проектов, теоретических трудов.
Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения
на основе достижений социального и научно-технического прогресса.
Так, например, излагал в письме к Ле Корбюзье эти цели выдающийся отечественный
теоретик и практик архитектуры М. Гинзбург: "Нас не связывает прошлое.
Мы знаем, что современный город смертельно болен, но не желаем его лечить.
Наоборот, мы хотим его разрушить и заменить новыми социалистическими формами
расселения людей, лишенными внутренних противоречий, как пережитков капитализма".
Ле Корбюзье в свою очередь в "бумажном" проекте 1925 г. реконструкции
центра Парижа /"план Вуазен"/ предусматривал радикальный снос всей
исторической застройки центра /за исключением нескольких выдающихся памятников
архитектуры/ на территории в 240 га и застройку её 18 одинаковыми крестообразными
в плане стеклянными башнями офисов высотою по 200 м. Вся незастроенная часть
территории центра отводилась "планом Вуазен" под озеленение с устройством
надземного транспорта на эстакадах.
Так же радикален был Ле Корбюзье, как и предлагая в ответах на анкету МОСХа
преобразовать центральную часть Москвы: "Нужно разрушить все существующие
жилые здания... в корне уничтожить её радиально-концентрический облик, сохранить
помимо Кремля лишь Мавзолей, Большой театр и особняки стиля ампир".
В представлениях и трудах идейных лидеров функционализма - Ле Корбюзье, В.
Гропиуса, Т.ван Дусбурга, М. Гинзбурга - произошло слияние архитектурно-технических
и социальных идей, сформировалось представление о возможности архитектурными
средствами преобразовать социальную картину жизни людей. Предполагалось, что
за счет экономической эффективности новой строительной техники окажется возможным
создать достойное жилище и полноценную городскую среду для наименее обеспеченной
и самой многочисленной части горожан. В 1928 г. это единство взглядов передовых
архитекторов Европы было организационно закреплено созданием CIAM/ Международного
конгресса современной архитектуры/.
Конгресс подтвердил концепцию, современного движения и профессиональные обязанности
архитектора по удовлетворению запросов материальной, чувственной, и духовной
жизни общества. Целями CIAM была признана пропаганда идей современной архитектуры
в социальных, экономических и технических кругах, реализация их в строительстве.
CIAM боролся против академизма, эклектики и рутины. Его главными организаторами
были Ле Корбюзье /Франция/, В. Гропиус /Германия/, Л. Серт /Швеция/, Гидеон
/Швейцария/.
Русский авангард.
Особенно ярко идеи функционализма проявились в отечественной архитектуре
1920 - начала 1930-х гг. Специфика развития советской архитектуры этих
лет, выдвинувшая ее на первое место в мире, определялась объективными
социально-экономическими причинами /отмена частной собственности на землю,
сковывавшей свободу архитектурного творчества, экспроприация крупной
недвижимости дворцов, парков, садов царской фамилии, знати, крупной финансово-промышленной
буржуазии/ и формированием новых целей архитектуры - создание новой достойной
пространственной среды для нового общества. Оба эти обстоятельства создавали
условия для свободы творчества. Ему способствовало и отсутствие необходимости
контролировать архитектурную фантазию требованиями практической реализации:
в начале 1920-х гг. экономические условия для осуществления проектов
были минимальны. Однако это не препятствовало ни художественным поискам,
ни теоретическим разработкам. Творческая соревновательность поддерживалась
многочисленными конкурсами проектов по разнообразным программам и заданиям,
возможностью широкой публикации материалов конкурсов, результатов теоретических
исследований. Именно наличие реально новых условий, запросов и проблем
отличало условия работы советских зодчих от достаточно прагматичной постановки
социальных проблем в архитектуре Запада. Сочетание новаторского языка
архитектурных форм и решение новых социальных задач способствовало формированию
в СССР подлинно революционного искусства, позже названного авангардным.
Оно явилось генератором новых идей и концепций, изучение которых в нашей
стране и за рубежом продолжается и в наше время.
Революционный романтизм советской архитектуры двадцатых годов придавал эмоциональную
насыщенность ее образам. Это составляет ее существенное отличие от рассудочности
и сухости образов архитектуры западного функционализма и привлекает к ней заинтересованное
внимание, а иногда и подражание, архитекторов различных стран, поскольку только
к концу века развитие строительной техники позволило реализовать ряд замыслов
отечественных авангардистов. К сожалению, на родине органичное развитие функционализма
было жестко приостановлено директивным Постановлением ЦК ВКП/б/1932 г. "О
перестройке литературно-художественных организаций", которое ориентировало
архитекторов на активное применение в проектировании исторического наследия.
Проблема формирования новой архитектуры для нового общества в 1920-х гг. особенно
привлекала архитекторов молодого и среднего поколений, объединявшихся в несколько
творческих союзов /ассоциаций/. Установки этих ассоциаций имели различия, но
ориентация на полный отказ от традиционного наследия была общей.
Возникшая в 1922 г. во главе с архитекторами Н. Ладовским, В. Критским и инженером
А. Лолейтом Ассоциация новых архитекторов /АСНОВА/, называвших себя рационалистами,
преследовала в основном эстетические цели: разработку принципиально нового
синтаксиса архитектурных форм, основанного на объективных психофизиологических
законах восприятия главных составляющих элементов архитектурной композиции-
объёма, плоскости, ритма и т.п. Наряду с поисками нового языка архитектуры
члены АСНОВА работали над созданием новых типов зданий, отвечающих новым социальным
процессам, явлениям и формам общественной жизни. Наибольшее их внимание привлекала
разработка такого общественного здания, как рабочий клуб. Не случайно в 1925
г. к ассоциации примкнул арх. К. Мельников - автор первых шести рабочих клубов
Москвы.
В 1925 г. возникло объединение современных архитекторов /ОСА/, которое возглавили
А. и В. Веснины и М. Гинзбург. ОСА также ставило своей задачей формирование
типов зданий, отвечающих новым социальным условиям. Однако подход архитекторов
ОСА к проектированию был более прагматичным, чем у АСНОВА. В компоновке здания
они считали основополагающей функциональную и конструктивную организацию пространства,
как источник её гармонизации. Этот подход мастера ОСА формулировали как "функцию
сконструированной материальной оболочки и скрытого за ней пространства".
Это направление получило в СССР наименование конструктивизм.
Различия в подходах сказались на образной трактовке сооружений, созданных представителями
обеих школ. Легче всего это можно проследить на примерах, композиции зданий
одинакового назначения, например, клубов, запроектированных конструктивистами
А. и В. Весниными, и рационалистом К.Мельниковым.
Клубы Весниных /в Баку и Москве/ представляют собой свободно развивающиеся
соответственно функции асимметричные обьёмно-пространственные композиции, клубы
К.Мельникова - компактные целостные крупно члененные, как правило, симметричные
объёмы, полноценно отвечающие функциональным требованиям.
С 1970-х гг. все направления развития отечественной архитектуры этого периода
чаще всего обозначают общим термином "русский авангард".
В первой половине 1920-х гг. в СССР ставится задача создания недорогого, но
достойного жилища для рабочих и формируется концепция массового жилищного строительства.
К первым публичным выступлениям на эту тему относится статья Л. А. Серка в
газете "Правда", основанная на его исследованиях начала 20-х гг.
проблемы рационального жилища для рабочих. Он обосновал необходимость отказа
от практики строительства одноквартирных деревянных домов и перехода к строительству
блокированных или секционных двухэтажных домов с капитальными несгораемыми
конструкциями и полным инженерным благоустройством индивидуальных квартир общей
площадью 60 - 70 кв.м.
Первые показательные дома по проектам Л.А. Серка были построены в Москве в
1923 г.
В эти же годы складывается концепция комплексной жилой застройки жилых районов,
включающая наряду с жилищем предприятия инфраструктуры. Несмотря на крайнюю
скудость материальных и финансовых ресурсов эта концепция начинает реализоваться.
Неблагоустроенную усадебную застройку рабочих окраин крупных промышленных городов
начинают заменять благоустроенной комплексной застройкой с 2- 4- этажными капитальными
секционными или блокированными домами. К наиболее известным жилым комплексам
этого типа в Москве принадлежит посёлок Сокол /арх. Н. Марковников/, комплекс
при заводе АМО /арх. И. Жолтовский/, комплексы им. Разина, им. Кирова, им.
Шаумяна, им. Артёма в Баку, построенные в 1924-1925 гг. по проектам арх. А.
Иваницкого и А. Самойлова, а также комплексы в Харькове, Ленинграде, Тбилиси
и др. крупных городах.
В некоторых комплексах создавались новые по содержанию общественные центры,
состоящие из детского учреждения, школы, фабрики-кухни и рабочего клуба. Не
случайно именно здания рабочих клубов, как дворцов культуры, становится одной
из основных тем в творчестве выдающихся архитекторов этого времени: К. Мельникова
- клубы в Москве им. Русакова /1927-1928 гг./, завода "Каучук" /1927-1928
гг./, фабрики "Буревестник" /1929 г/, И. Голосова - клуб им Зуева
/1927-1929 гг./, бр. Весниных - рабочие клубы в Баку /1928 г/ и Дворец культуры
Пролетарского района/ ныне им. Лихачёва /в Москве и в Ленинграде - Дворец культуры
им. Горького арх. А. Гегелло, Д. Кричевского, Райляна /1925-1927 гг./.
Большинство ведущих мастеров советской архитектуры 1920-гг. наряду с теоретической
и практической деятельностью преобразовали подготовку нового поколения специалистов
на базе социальной ориентации и рационалистического научного подхода к проектированию:
Б. Ладовский, И. Голосов, К. Мельников - во ВХУТЕМАС'е и ВХУТЕИН'е /подготовка
архитекторов и дизайнеров/, бр. Веснины - в Высшем техническом училище им.
Баумана /подготовка инженеров-архитекторов/.
Эстетические принципы.
В те же годы идеи социально ориентированной архитектурной деятельности
начинают реализовываться и в западных странах. В наибольшем объёме они
были осуществлены несмотря на тяжелый послевоенный экономический
кризис в Германии периода Веймарской республики - В. Гропиусом, Б. Таутом, Г.
Майером. Центром, объединяющим деятельность этих архитекторов, служила художественно-промышленная
школа "Баухауз" в Веймаре /с 1925г. - в Дeccay/. Она была ориентирована
на рационалистическое и гуманистическое решение жилищной проблемы, и овладение
языком и возможностями индустриальной техники в архитектуре и прикладном искусстве.
Не случайно выставка работ Баухауза в 1922 г. проходила под девизом "Искусство
и техника - новое единство".
Функция, как основа эстетики формообразования, являлась идеологической основой
творчества мастеров Баухауза, получив отражение в крылатой формуле Бруно Таута: "Что
хорошо функционирует, хорошо и выглядит".
В Германии 1920-х гг. были организованы жилищные товарищества, которые осуществляли
по проектам архитекторов Баухауза застройку жилых комплексов для рабочих и других
мало обеспеченных групп населения в ряде крупных городов. К наиболее известным
из этих комплексов относятся в Берлине - Симменсштадт /арх. В. Гропиус/, Нейекёльн
/арх. Б. Таут/, Бритц /Б. Таут и М. Вагнер/, "Хижина дяди Тома" /Б.
Таут и Г. Хёринг/, во Франкфурте -на -Майне - комплексы Праунхайм и Роммерсштадт
/Э. Май/, в Карлсруэ - комплекс Даммершток /В. Гропиус/. Формирование квартирного
фонда в этих комплексах осуществлялось по принципу социальной справедливости: "Одинаковое
жилище - одинаковым людям" /Gleiche Wohnungen fur gleiche Menschen/.
Объёмно-планировочная структура 2- 4- этажных жилых домов в этих комплексах была
блокированной с небольшими приквартирными земельными участками или секционной;
система застройки - открытой, по преимуществу строчной. В 1922 г. сходные схемы
застройки предложены Л. Весниным в проектах жилых комплексов для Шатуры и Подольска. |
.
страницы: |