|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Органическая архитектура ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Ф. Л. РАЙТЭстетический пуризм и эмоциональная ограниченность функционализма стимулировали
развитие ряда компенсирующих эти недостатки направлений в архитектуре
ХХ в. Одно из них - органичное, второе /его разновидность/ - региональное.
Первое в основном связано с именем выдающегося американского зодчего
Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма
/научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта/, он
считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов.
В качестве ее основы служила органичная связь здания с окружающим ландшафтом,
а его оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания.
Естественно такая установка реализуема только при индивидуальном проектировании
каждого объекта. За почти 70- летнюю творческую жизнь Ф. Л. Райт построил
много выдающихся сооружений различного назначения: многоэтажные офисы,
лаборатории, музеи, храмы, частные дома. Принципы органичной архитектуры
диктовали Райту применение традиционных материалов /камня, кирпича, дерева/
и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере/ например, неоштукатуренной
кирпичной кладки/, а наибольшую известность Райту принесли особняки,
в композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы
органичной архитектуры. Пространство этих зданий он, как правило, членит
на зоны - общую и интимную, причем пространство общей зоны проектирует "перетекающим" без
стационарных перегородок между холлом, общей комнатой и столовой. Кроме
того, Райт проектирует "перетекающим" внутреннее пространство
во внешнее: стены, отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни, он проектирует
на всю высоту стеклянными, со стеклянными дверьми, ведущими на открытую
террасу и в сад. Таким образом, ликвидируется визуальная преграда между
внутренним и внешним пространством. В то же время стены, ориентированные
в сторону города, он проектирует глухими, либо с узкими ленточными окнами
под самым потолком, что позволяет улучшить освещенность, но исключает
визуальный контакт с улицей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА - РЕГИОНАЛИЗМРегионализм, представляющий собой в известном отношении дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине ХХ в. дал ряд самобытных сооружений. Сложение регионализма приходится на 30-е гг. и связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда. Еще более непримиримым это отторжение стало в 50-е гг. в ответ на ещё более агрессивное распространение новой волны модернизма, нахлынувшего на мировое зодчество из США под именем "интернациональный стиль".Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и др. странах. Развитие регинализма определялось не только недостатками модернизма, но и особенностями социальных процессов в послевоенные годы. Для этого периода характерно резкое увеличение мобильности населения, даже его малообеспеченной части за счёт развития индустрии массового туризма. Путешественники и туристы - первые /но достаточно поверхностные/ искатели своеобразия впервые увиденных мест и их архитектуры. С этим периодом совпадал и другой процесс - углублённой и обширной деятельности по реставрации и реконструкции исторических городов, превратившийся во второй половине ХХ в. в самостоятельную отрасль исследований и проектирования в Италии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании и др. странах. Не последнюю роль в становлении регионализма играет поиск художественной самоидентификации наций и стран, особенно тех, что поздно обрели государственную независимость. Практически выявлению /иногда утрированному/ региональных черт архитектуры способствовал опыт проектирования национальных павильонов для многочисленных международных и всемирных выставок. В ХХ в. на путь последовательного регионализма первыми становятся архитекторы Скандинавских стран, одними из первых усвоившие уроки модернизма, и начавшие в 30-е гг., от них отказываться. Применение градостроительных и компоновочных приёмов модернизма /строчная застройка, прямоугольные объёмы, плоские крыши, открытое подполье и пр. /приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудшению микроклиматических параметров застройки и зданий. Согласно региональным условиям здесь быстро произошёл переход к замкнутой и полузамкнутой застройке преимущественно протяженными и часто криволинейными в плане домами, повторяющими рисунок горизонталей при застройке характерных для рельефа Скандинавии горных склонов. Необходимость естественного снегосброса продиктовала отказ от плоских крыш с возвращением к традиционным скатным, преимущественно крутосклонным. Наконец, опасность избыточных теплопотерь и ухудшения микроклимата помещений первого этажа потребовали отказа от установки зданий на отдельные опоры и устройства тёплого подполья или подвалов. Избыточные теплопотери через ленточные окна продиктовали уменьшение проёмности наружных стен переход к замкнутой форме окон, а иногда к устройству верхнего света. Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам - камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов /например, гнутых древесноклееных и др./ в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась и творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто. Регионализм в архитектуре Японии особенно ярко проявился после Второй мировой войны. Его развитию способствовали фундаментальные политические и социально-экономические обстоятельства. Главные из них - возможность реализации больших объемов гражданского строительства в связи с насильственной демилитаризацией страны, развитие и углубление демократических форм общественной жизни и стремление к национальному возрождению после поражения в войне, прогресс технического развития и строительной техники, в частности. Вследствие этого в послевоенные годы в Японии интенсивно развиваются общественная, деловая и культурная жизнь, строятся многочисленные здания культурных и спортивных центров, офисов, гостиниц, театров, музеев. Формируется новый тип общественного здания, называемый ратушей, а по существу, многофункциональный объект, сочетающий учреждения местного самоуправления с культурным центром. Первоначально/в 1950-е гг./ архитектура таких зданий развивается в духе европейского модернизма "второй волны". Это произошло неслучайно: принципы модернизма оказались исключительно созвучны традиционному зодчеству страны. Японское зодчество на протяжении столетий было деревянным и стабильным стилистически, не переживая радикальных смен архитектурных стилей /античность-готика-ренессанс и др./,характерных для монументального каменного зодчества Европы. На всем протяжении изученной истории японского зодчества в нём параллельно развивались две архитектурно-конструктивные темы: деревянного каркаса с ненесущим заполнением из циновок или лёгких раздвижных щитов и тема массивного деревянного сруба. Первая тема была широко распространена в жилищном строительстве всех категорий /от хижин до императорских дворцов/, вторая - в храмовом зодчестве и при возведении разнообразных хранилищ. Если в европейском зодчества преобладала пластическая разработка вертикальных несущих конструкций/стены, колоннады, аркады и пр./,то в японском - господствовала пластическая разработка тяжёлой черепичной крыши с относительно крутым уклоном, большими выносами кровельных свесов, вариантной разработкой поддерживающих свесы элементов. В то же время вертикальные конструкции /каркасные или бревенчатые стены /не подвергались пластической разработке, сохраняя нейтральную конструктивную структуру. Жарко-влажный климат страны продиктовал основные конструкции стен и крыш, подъём зданий над основанием на отдельные открытые опоры, а высокая сейсмичность территории японских островов - малые массивность и этажность, лаконичность объёмов зданий. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |