|
БАРОККО
Общие понятия.
БАРОККО - (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco -
причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных
и многозначных терминов истории искусства. Словом "барокко" называют
ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства
XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей,
тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных,
неуравновешенных формах.
Слово "барокко" используется и как метафора в смелых историко- культурных
обобщениях: "эпоха Барокко", "мир Барокко", "человек
Барокко", "жизнь Барокко" (итал. La vita Barocca). В каждом
историческом периоде развития искусства видят свое "барокко" - пик
творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят
и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных
культур и исторических типов искусства. Наконец, известны стили Необарокко, "второго
барокко", "ультрабарокко". Изначально жаргонное словечко "барокко" использовалось
португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной,
искаженной формы.
Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке
как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. В среде французских ювелиров
слово baroquer означает - смягчать контур, делать форму мягкой, живописной.
Во французских словарях слово "барокко" появляется с 1718 г. и трактуется
как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Еще в
1904- 1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает
этого стиля и целой эпохи в развитии европейского искусства, лишь вскользь
и пренебрежительно вспоминая о "суетливом иезуитском стиле" как о
не имеющем никаких достоинств и являющемся "умственным заблуждением".
Первым сделал слово "барокко" типологической категорией X. Вёльфлин.
В книге "Ренессанс и Барокко" (1888), написанной им в Риме, и последующих
работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития
любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй - классика,
третьей - барокко. В своих знаменитых "парах" формальных понятий:
линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма,
множественность и единство, ясность и неясность - первую часть Вёльфлин отнес
к искусству классики, вторую - к барокко. Отсюда противопоставление Классицизма
и Барокко не только как конкретно- исторических художественных стилей, но и
как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов
формообразования.
Выдающийся историк- философ искусства М. Дворжак, оппонент Вёльфлина, считал
стиль Барокко порождением Маньеризма, но, одновременно, - более высокой ступенью "развития
духа" в сравнении с Классицизмом. Немецкий историк культуры Г. Вайзе "выводил" стиль
Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его "истинным
воплощением германского духа" (Gemiit). Стиль Барокко изучал X. Зедльмайр,
ученик М. Дворжака, он окончательно утвердил введенное Вёльфлином разделение
стиля на "раннее барокко" XVI- XVII вв. (нем. Fruhbarock) и "позднее
барокко" XVII- XVIII вв. (Spat- barock). Э. Маль, французский ученыйле-
диевист, в 1920- х гг. определил Барокко как "наивысшее воплощение идей
христианского искусства". Много позднее были открыты труды К. Гурлитта,
который в книге "История стиля Барокко в Италии" (1887) предвосхитил
многие мысли X. Вёльфлина. Особенности искусства "поздней готики" (Spatgotik)
Гурлитт мистически сближал с "духом барокко" (Gemut Barock). Однако
классической страной Барокко все же принято считать Италию.
Формирование стиля.
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом
идеалое Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся "картиной
мира" на рубеже XVI- XVII вв. Вместе с тем, новое искусство стиля
Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие
в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи,
несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они
продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства "Высокого
Возрождения" - произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля
- казались недосягаемыми. В этом - суть всех противоречий "эпохи
Барокко". Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных
поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими
и естественно-научными открытиями.
В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл
Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519- 1522 гг. Магеллан
совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения
Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера
и ньютоновская "небесная механика" разрушали прежние привычные представления
о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.
То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально
рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен,
что Земля - плоское блюдце, а Солнце заходит за его край, отчего становится
темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля - не блин, а шар, да еще вращается
вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал
видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой.
Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто
это всего лишь видимость, а на самом деле - ничто иное, как множество пульсирующих
центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.
Правда законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных
Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные
науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный
психологический надлом - основа будущего стиля Барокко. В конце XVI - начале
XVII вв. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули
образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого
- "венец Творения" - сам человек. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения
ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в "Речи о достоинстве
человека", что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может "обозревать
все... и владеть, чем пожелает", то в XVII столетии Влез Паскаль написал
свои знаменитые слова: человек всего лишь "мыслящий тростник", удел
его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн "бесконечности и небытия",
он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним
между всем и ничем...
Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало,
ни конец". И это слова великого математика! Какие противоположные суждения
по одному и тому же предмету! Две эпохи, два мировоззрения. Английский поэт
Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610 г.:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия
между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой.
Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее
произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем
оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.
Но эта эстетика уже не согласовывалась с "Божественным идеалом" искусства
Рафаэля, это было нечто иное, искусство, получившее позднее название Маньеризма.
Маньеризм и Барокко.
Существуют две концепции развития искусства Маньеризма и Барокко в Италии.
Согласно первой, сторонником которой был М. Дворжак, эстетика Маньеризма,
разрушив классицистические нормы искусства Возрождения, заложила основы
будущего стиля Барокко. По иной концепции Маньеризм и Барокко, два художественных
стиля, развивались параллельно и были во всем противоположны.
Композиции в стиле Маньеризма характерны деструктивностью, эклектичностью и отсутствием
определенных принципов организации формы. Произведения стиля Барокко, напротив,
отличаются ясностью закономерностей формообразования, целостностью, только иной,
чем в искусстве Классицизма. В 1541 г. в Риме была основана "Академия гнева" -
для "борьбы с Классицизмом", следующему исключительно "канонам
древних". Все новое, необычное, призрачное, динамичное стало казаться красивым.
Ясное, уравновешенное, гармоничное - вялым и скучным. Как это ни парадоксально
покажется на первый взгляд, именно в стенах итальянских Академий зарождались
новые теории "вымышленной гармонии", никак не связанной с реальностью
видимого мира.
Так, одним из главных теоретиков искусства Барокко стал живописец- маньерист
Ф. Цуккаро, основатель в 1593 г. Академии Св. Луки в Риме и автор трактата "Идея
живописцев, скульпторов и архитекторов" (1607), в котором изложены принципы "субъективного
видения мира художником". Причем субъективность творчества трактовалась
Цуккаро крайне религиозно, мистично, потому мы и относим его "Идею" к
теории Барокко, а не Маньеризма.
Искусство Маньеризма носило откровенно гедонистический и светский характер; Барокко
- религиозно, возвышенно. Самое замечательное в стиле Барокко, что, возникнув
на основе художественных форм, в первую очередь архитектурных, эпохи Возрождения,
это искусство вложило в них иное содержание. Впервые в истории в этом стиле соединились
две, казалось бы, несоединимые тенденции художественного мышления: Классицизм
и Романтизм. Именно с "эпохи Барокко" эти тенденции в дальнейшем тесно
взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных
стилей XVII- XIX вв. |
.
страницы: |