|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Бумажная архитектура ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРАБУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА - ироничное название области изобразительного искусства,
архитектурной графики, связанной с идеями архитектурных проектов не выполняемых
или заведомо невыполнимых в материале. "Бумажная архитектура" -
это искусство утопии. "Отцом" этого вида искусства считается
Дж.-Б. Пиранези, венецианский архитектор, рисовальщик и гравер, работавший
в середине XVIII в. в Риме. За свою жизнь он построил только одно здание,
но зато создал огромные серии гравюр с изображениями римской, а также
им придуманной небывалой архитектуры. Эти графические композиции столь
ярко выражают идеи неоклассически-барочного романтического мышления,
что создают особую художественную реальность. Схожие функции в истории
искусства исполняют композиции художников-орналекталистов. Отражая свободную,
ничем не ограниченную "бумажную фантазию" автора, они являются
опытным полем формальных исканий того или иного исторического художественного
стиля.
БЮРГЕРСКИЙ СТИЛЬБЮРГЕРСКИЙ СТИЛЬ - (нем. burgerlich Stil от Burger - гражданин, горожанин)
- условное название традиционной культуры, стиля жизни городского населения
Центральной Европы и связанных с ними проявлений искусства. Эта консервативная
культура опирается на вкусы ремесленников, мелких торговцев, мещан. Немецкий
писатель Т. Манн утверждал, что бюргерская культура Германии - это романтическая
культура с морализующими тенденциями. "Она выросла на традициях,
культе индивидуального мастерства - это сублимация ремесленного умения,
что вполне согласуется со средневековым германским духом". Бюргерский
стиль - это приземление романтических настроений, низведение художественности
на уровень добротности, мастеровитости, аккуратности, удобства.
БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВОБУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО - (инд от санскр. из иранск. Buddha - познавший, просветленный; см. искусство) - исторический тип искусства, по содержанию и художественным формам значительно отличающийся от античного, западноевропейского христианского и мусульманского искусства. Художественный стиль буддийского искусства в течение многих веков господствовал на огромных территориях Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Его возникновение и развитие составляет эпоху в истории мирового искусства. Буддийское искусство основывается на нравственно-религиозном учении буддизма, которое складывалось в Индии в VI в. до н. э.; постепенно вытесняло, но и взаимодействовало с более древними верованиями индусов (см. Индии искусство). Основой учения является понятие "бодхи" (санскр. bodhi - озарение, пробуждение) - означающее слияние интеллектуальных, эмоциональных и волевых способностей человека в нирване - состоянии духовного прозрения, интуитивного постижения сущности бытия и смысла жизни. Человек, достигший состояния нирваны, но оставшийся жить среди людей из-за любви и сострадания к ним, стремящийся помочь им выйти из круговорота рождений и смертей (сансары), называется бодхисатвой (от bodhi - озарение и sattva - сущность). Бод-хисатва - это будущий Будда, душа, готовая стать Буддой, носитель блага. В более узком смысле - ученик. В раннем буддизме считалось, что земной путь к спасению прошли 24 будды. Следующий за ними, самый известный учитель - царевич Гаутама из рода Шакья (564-483 гг. до н. э.). Шакьямуни (санскр. Shakyamuni - "Милосерден в единении и тишине") жил в роскоши в трех дворцах правителя-брахмана, оберегаемый своим отцом от любых знаний о несовершенстве мира, поскольку был предназначен для роли правителя. Но в 29 лет царевич "был избран из роскоши и неведения". Переезжая из дворца во дворец, он увидел "три страдания": человека, беспомощного от старости, другого - пораженного неизлечимой проказой, и, наконец, ему был явлен вид мертвого тела. Возница объяснил пораженному принцу, что "такова судьба всех людей". Тогда Гаутама понял суетность и бренность земных радостей. После семи лет отшельничества и скитаний вблизи местности Гайа на границе с Непалом, Гаутама, сидя под "деревом просветления - Бодхи, получил озарение и стал Буддой. Ему дали прозвание Сиддхартха ("Исполнивший свое назначение") '. В раннем учении буддизма - хинаяне - сообщается еще об одном "Просветленном" - Будде будущего - Майтрейе. В более позднем учении - махаяне - говорится о бесконечном числе будд (отсюда название: "Храм тысячи будд" в Японии). Распространение буддийского учения в Азии было стремительным. В Индии - при династии Маурьев, в особенности, в годы правления самого известного из них, императора Ашоки (269-231 гг. до н. э.). Есть сведения, что буддизм уже известен в эллинистической Бактрии в I в. до н. э. В 67 г. н. э. при династии Хань буддизм официально принят в Китае, во II в.- в Тибете. На юго-востоке Корейского полуострова в эпоху "Трех царств" (313-668) в государстве Силла были изгнаны китайцы-даосы и в 535 г. принят буддизм. Столицу буддийской Кореи г. Кёнчжу называли "Золотым городом" за множество установленных там позолоченных статуй бодхисатв. В VI в. буддизм стал проникать в Японию, сосуществуя там с исконно японским синтоизмом. Быстрое распространение буддизма объясняется тем, что буддизм - не столько религия, сколько нравственное учение, отвечавшее созерцательному мироощущению людей Востока. Религия на Востоке - не свод умозрительных, абстрактных идей, канонов и догм, и не воинствующая Церковь, а тихое, интимное, требующее внутреннего сосредоточения, искусство жизни. Предлагаемый учением Будды Шакьямуни путь постижения истины называют также "срединным путем", поскольку он отвергает крайности мистицизма древнейших культов, их жестокость, и аскетизм отшельничества. По одной из легенд, сам Будда убедился на опыте, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума. Путь нравственного совершенствования постигается индивидуально, постепенно и без принуждения, сосредоточением-медитацией. Поэтому идеям буддизма не было необходимости преодолевать местные культы, этнические обычаи и древнейшие верования. Буддизм мирно существовал с ними, а буддийское искусство включало в свои сюжеты любые традиционные персонажи: и царевичей, и мифологических героев и даже страшных индуистских богов - Вишну и Шиву. Оно оказалось ярким, праздничным, во многих случаях чувственным, даже эротичным. Но характерно также, что проявления чувственности в буддийском искусстве Индии вскоре вернули его к брахманистским истокам и на своей родине буддизм не приобрел господствующего положения. Страной классического буддизма стал Китай. По легенде, после смерти и кремации тела Будды Шакьямуни его останки разделили между собой "восемь правителей" и они были перенесены в Китай и Японию, где хранились в особых реликвариях. Считается, что у Шакьямуни была большая круглая голова, широкий, "луноподобный лик" и узкие глаза. Сросшиеся на переносице брови, "урна" -отметина в середине лба, раздвоенные и длинные мочки ушей, "три линии счастья" на шее, "шишка мудрости" на темени -признаки святости. У Будды также темная бронзового оттенка кожа, полные округлые формы рук и ног ("как у газели"), длинные пальцы, белоснежные ровные зубы - все эти черты соответствовали представлениям индийцев о мужской красоте. Будда изображался стоящим либо сидящим на "лотосовом троне". Канонизированное положение рук и ног - асана (санскр. asana - поза) - предписывало изображать сидящего Будду со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками: "поза лотоса" (padmasana). В самом общем смысле асаной называли канон, правила изображения разных лиц буддийской истории. Будда также соединяет большой и указательный пальцы рук (знак сосредоточения), либо поднимает три пальца правой руки для благословения. Голова его может быть покрыта остроконечной тиарой (символ власти), или "улитками" - спирально завитыми волосами. Такая прическа напоминает об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Шакьямуни от солнца, когда он предавался медитации под деревом Бодхи. Изобразительными символами буддизма стали белый слон и две газели, по преданию, первыми вышедшие из леса, чтобы послушать "Просветленного". По другим рассказам, Будда шесть раз являлся в облике белого слона, десять раз - в облике оленя и четыре раза -коня. Там, где ступает Будда, расцветает белый лотос - символ чистоты (см. будда-пада). Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после телесной смерти (подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача). Будда может держать в левой руке кувшин с землей, а в правой - рисовые ростки (символ возрождения). В Китае Будду изображают с копьем и с книгой (символы храбрости и знания). "Будда в стиле Махаяна" - Амитабха (санскр. Amitabha - "Неизмеримый свет"; китайск. Amytopho; японск. Amida) - символизирует Будду как владыку Рая (Сукхавати), где возрождаются к жизни праведные существа. Это "Будда беспредельной жизни", он восседает на лотосе и изображается красным цветом, его сияние - мандорла - зеленым. Вокруг -"китайские облака", перед Буддой - его ученики и сподвижники, играют музыканты и танцуют танцовщицы. Красное и зеленое дополняется золотом. Часты изображения Будды Шакьямуни в окружении своих последователей: Ананды, Асанги, Бодхидхармы - основателя дзэн-буддизма в Японии (в 520 г. он прибыл в Китай из южной Индии, изображался в китайском и в японском искусстве).
|
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |