|
По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся "краббы",
растительные формы типа бутонов, или каких-то странных наростов, издали
действительно напоминающие копошащиеся живые существа. Рядом, как будто
из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем.
maЯwerk - "чертежная работа") - расчерченные по линейке и циркулю
круги, дуги, арки. И вдруг, неожиданно, разрушая ограниченные представления
о готическом искусстве, в XIV-XV вв. появляется нежный и пластичный мотив "готических
складок". Резные филенки из дерева с таким мотивом украшают мебель,
используются для обшивки стен.
Книжная миниатюра Готики, в сравнении с романской, характерна включением тончайшего,
хоть и "колючего", растительного орнамента, похожего на античный
акант, а строгий романский шрифт - каролингский минускул - сменяется причудливой
вязью готического. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной
культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов - отвага, самопожертвование
и преклонение перед женщиной, - вместе с уважением к древней культуре Востока
звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи
появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила
эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души.
В английской готике период наивысшего развития стиля характеризуют термином "tracery" (англ, "узорчатость,
разводы"), означающем качество "вибрирования, колебания стены" от
игры световых лучей на тончайшем кружевном орнаменте. В середине XIV в. это
же качество отмечается в германской готике; вначале подобный стиль именовали "Sondergotik" (нем. "странная,
особенная, готика"), затем появилось название "Spatgotik" (нем. "поздняя
готика"). В начале XIX в. французский историк Ш.-В. Ланглуа предложил
термин "gothique flamboyant" (франц. "пламенеющая готика").
Стиль поздней "пламенеющей готики" называют также маньеризмом средневекового
искусства (термин возник от характерных для 1350-1550-х гг. закрученных фиал
и шпилей, напоминающих языки пламени).
Готические формы продолжали использоваться в период проторенессанса и в ренессансной
Италии севернее Рима - во Флоренции, Милане, Пизе, Сьене, Венеции, Падуе, Мантуе,
Ферраре. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре
Северного Возрождения. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. справедливо
применяют необычные, на первый взгляд, определения: "готическое барокко",
или "барочная готика". В этих странах влияния итальянского Маньеризма
и Барокко XVI-XVII вв. прививались не на классические, а на готические традиции,
игравшие в данном случае роль национальных. Несмотря на своеобразие отдельных
течений и региональных школ, готический стиль 1390-1430-х гг. стал общеевропейским.
По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только
с Барокко. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения
конструктивной (нехудожественной) задачи - облегчения сводов, в кратчайшее
время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот
стиль вышел за границы рациональности - в высоты духа.
Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма.
Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои
возможности. Кризис "пламенеющей" и "интернациональной готики",
стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными,
стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. По контрасту - их
увидели в античности. Так Готика подготовила Ренессанс. Однако на этом история
готического стиля не закончилась. Уже в первой трети XVI в. в искусстве Италии
наблюдался возврат к готическим формам. В середине XVIII в. возник стиль Неоготики
в Англии, несколько позднее - во Франции; в начале XIX в., в русле движения "национального
романтизма" - в Германии. В 1830-1850-х гг. неоготический стиль сформировался
в России. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор английского Классицизма К.
Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей "в
национальном готическом стиле". Готические формы возрождались в английском "викторианском
стиле" второй половины XIX в. Неоготика стала одним из стилистических
течений искусства периода Модерна рубежа XIX-XX вв. Традиционный стиль английского "готического
дома" в Англии и США называли "survival" (англ, "выживание"),
стиль Неоготики -"revival" (англ, "возобновление"). История
изучения готического искусства начинается в конце XVIII в. Если К. Рен придерживался
версии арабского, "сарацинского" происхождения Готики, то И. Гёте,
осматривая в 1770 г. Страсбургский собор, назвал его "чистым изобретением
германского гения". В статье "О немецкой архитектуре" (1772)
Гёте восторженно писал о величии и оригинальности готических соборов (хотя
и не видел в них "красоты" согласно канонам Классицизма). Немецких
романтиков привлекала в готической архитектуре иррациональность, "биоподоб-ность...
и бесконечность внутреннего формирования".
Писатель-романтик Л. Тик описывал Страсбургский собор как "дерево с сучьями,
ветвями и листьями, вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ самой
бесконечности". Ф. Шлегель посвятил этой теме книгу "Основания готической
архитектуры" ("Grundzuge der gotischen Baukunst, 1804-1805). Вместе
с С. Буассере, немецким архитектором французского происхождения, Ф. Шлегель
ездил в Париж для изучения готического искусства. В книге "История и описание
собора в Кёльне" ("Geschichte und Beschreibung des Domes von Koln",
1821-1823) С. Буассере утверждал германское происхождение Готики. Такая точка
зрения существовала длительное время. С. Буассере принадлежит также идея завершения
башен недостроенного Кёльнского собора по найденным подлинным чертежам. В 1814
г. писатель-романтик И. Гёррес призывал достроить Кёльнский собор, считая это "делом
чести германской нации". Возведение двух ажурных шатров над башнями западного
фасада осуществлено по проекту архитектора Ф. фон Шмидта в 1842-1880 гг. Немецкий
художник и писатель И. Д. Фьо-рилло в 1810-х гг., также восторгаясь германской
Готикой, предложил даже заменить термин "gotik" на "teutsche" ("тевтонский"),
хотя уже в 1890 г. был установлен факт первого появления нервюрного свода во
Франции, в Сен-Дени. Французский историк искусства Л. Куражо в лекциях, прочитанных
им в 1890-1896 гг. в Школе Лувра, утверждал, что готическая архитектура представляет
собой "воспоминание о более древних деревянных постройках кельтов" и
является результатом переосмысления франками архитектурной конструкции.в стремлении
к большей освещенности в условиях севера.
В 1914 г. в результате немецкой бомбардировки сильно пострадал Реймский собор.
Немецкий исследователь В. Фёге, сотрудник Берлинских музеев, автор труда о
франкском происхождении Готики "У истоков монументального стиля средневековья" ("Die
Anfange des monu-mentalen Stiles in Mittelalter", 1894), был так потрясен
этим событием, что попал в психиатрическую лечебницу и смог вернуться к работе
только в 1930 г. В 1960 г. исследование о Готике опубликовал П. Франкл, подчеркнув
символический смысл средневековой архитектуры. Названия больших исторических
стилей имеют долгую жизнь, в течение которой их содержание расширяется настолько,
что выходит за границы начального значения термина. Это относится к таким понятиям,
как Классицизм, Романтизм, Барокко; справедливо и в отношении Готики. Помимо
конкретно-исторического значения слово "готика" со временем стали
использовать в качестве эпитета.
"Готическими" в древнерусской архитектуре называли столпообразные шатровые
храмы XVI в., памятники годуновского классицизма. "Готический экспрессионизм" находят
в иконах новгородской школы. "Готические элементы" присутствуют в архитектуре
колониального стиля, в немецком Бидермайере и стиле хаймат-кунст. Готика становится
предметом стилизации и пародирования. Одна из картин американского художника
Г. Вуда, стилизованная под примитив, с юмором названа "Американская готика".
Американские небоскребы по моде 1980-х гг., как в начале XX в., включают декоративные "готические" элементы.
Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется в наших
представлениях с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный готами
более шести веков назад.
Английская готика.
АНГЛИЙСКАЯ ГОТИКА - (см. Готика, готический стиль) - историко-региональныи
стиль английского искусства. Его развитие подразделяется на три основных
этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; см. "ланцетовидный
стиль"); "декоративный", или "украшенный стиль" (1272-1349
гг.) и "перпендикулярный", или "вертикальный стиль" (1350-1539
гг.) - поздняя английская готика.
Термин "английская готика" условен, поскольку понятие "Англия" входит
в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской
или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю. В середине
XVIII в. этот стиль возрождался (ранее, чем в других странах) в романтической
Неоготике. Элементы национального готического стиля бережно сохранялись в английском
искусстве в силу его традиционности и консервативности. Английская готика не
отрицалась, а развивалась последующими стилями елизаветинского Ренессанса,
английского Классицизма и Барокко периода правления королей Георгов (см. георгианскии
стиль).
В архитектуре, искусстве оформления интерьера и мебели традиционные готические
элементы органично входили в консервативный "староанглийский стиль" на
протяжении всего XIX столетия, вплоть до продукции мастерских "Искусства
и ремёсла" У. Морриса и английского Модерна (см. викторианский стиль).
Рационализм и, одновременно, романтичность английской готики привлекали внимание
художников других стран. Этот стиль послужил основой романтических построек
А. Менеласа и Н. Бенуа в 1820-1850-х гг. в Петергофе (см. николаевская готика).
Вулвортская Готика
ВУЛВОРТСКАЯ ГОТИКА - Ироничное наименование стилизаторской тенденции в
архитектуре США начала XX в. По названию знаменитого здания в Нью-Йорке,
высотой ок. 235 м., в котором помещались 60 магазинов Ф. Вулворта (Woolworth
Building). Построено в 1911-1913 гг. по проекту архитектора К. Гилберта.
В силуэте небоскреба можно видеть элементы, напоминающие европейскую Готику.
Архитектура "Вулворта" ознаменовала временный отход от принципов конструктивизма
чикагской школы и возвращение облику престижных нью-йоркских зданий стилизаций "под
роскошные исторические стили". Новая волна увлечения "готикой" в
архитектуре американских небоскребов наблюдалась в 1980-х гг. |
.
страницы: |