|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Большой стиль / Классицизм ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Убежденный
романист К. Лоррен - пейзажист-лирик и романтик. Н. Пуссен создал шедевры,
воплощающие идеи "чистого" римского Классицизма, также романтически
претворяющего гармонию античности. Несмотря на требования короля, Пуссен
не хотел работать во Франции и быть придворным живописцем. Поэтому лавры
придворного живописца сначала стяжал холодный и скучный академист С.
Вуз, а затем его ученик П. Миньяр. В эти же годы разгорелся знаменитый
спор "пуссенистов" (приверженцев Классицизма) и "рубенсистов" (сторонников
Барокко). В королевской Академии живописи "пуссенистов" поддерживал
Ш. Лебрюн, а "рубенсистов" -П. Миньяр и Роже де Пиль. Ш. Лебрюн
почитал Рафаэля и Пуссена и посвящал этим художникам специальные лекции
в Академии; в 1642 г. он провожал Пуссена в Италию и некоторое время
работал рядом с ним в Риме. Но характерно, что дилемма "Пуссен-Рубенс" (Классицизм-Барокко),
отражавшаяся в стенах парижской Академии противостоянием Лебрюн-Миньяр,
теряла свой смысл, настолько академическая живопись была схожей: академизм
нивелировал различия стиля. Придворные портреты "большого статуарного,
или высокого, стиля", созданные С. Вуэ и П. Миньяром иногда называют "барочным
академизмом". Со стен "Галереи Аполлона" в Лувре на нас
взирают французские короли и лучшие художники Франции того времени -
на всех портретах заметно пренебрежительное, снисходительное выражение,
а на лице Короля-Солнца (портрет работы Лебрюна) - презрительная гримаса.
То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении
-портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин "первого
живописца короля" Ш. Лебрюна представляет собой скучнейшие образцы
академического классицизма.
Проявление "Большого стиля" в декоре.Выдающимся художником-декоратором "Большого стиля", предвосхитившим и стиль Рококо, был Ж. Верен Старший. Он оформлял придворные празднества, постановки опер Ж.-Б. Люлли, композитора "версальского стиля", выполнял рисунки мебели, оформления интерьеров и декора кораблей. В эти же годы осуществлялся грандиозный замысел Людовика XIV: изготовить гравюры со всех значительных произведений искусства, созданных во Франции в годы его правления и находящихся в королевских собраниях. Идея, достойная "Большого стиля"! Такая художественная энциклопедия стала готовиться с 1663 г. и выпускалась в альбомах гравюр на меди "in folio" (лат. "в лист", т. е. большого формата) в 1677-1683 гг. В гравюрах воспроизведены картины, скульптуры, королевские шпалеры, собрания медалей, монет, камей, виды королевских дворцов и замков. В 1727 и 1734 г. эти серии издавались вновь под названием "Королевский кабинет" (похожая серия создана в 1729-1742 гг. под руководством П. Кроза). Инициативы короля Людовика XIV способствовали формированию художественной коллекции Лувра. В 1662 г. по распоряжению министра Ж.-Б. Кольбера из простой мастерской красильщиков шерсти в предместье Парижа была создана "Королевская мануфактура меблировки", или мануфактура Гобеленов.Там производились не только тканые ковры - шпалеры, но и мебель, мозаика, изделия из бронзы. С 1664 г. действовала мануфактура Бове, с 1665 г.-Обюссон, с 1624 г.- Савоннери. На рубеже XVII-XVIII вв. французское искусство по впечатлениям современников создавало ощущение "безудержной роскоши и великолепия". Корывердюры и огромные "картинные" гобелены с пышными бордюрами - гирляндами цветов и фруктов, эмблемами и картушами, с вплетенными мерцающими золотыми и серебряными нитями, занимали все стены. Они не только соответствовали характеру интерьеров "Большого стиля", но задавали им тон. Главным художником мануфактуры Гобеленов был Ш. Лебрюн. Самая знаменитая серия шпалер по его картонам - "Месяцы, или королевские замки" (1666), в которой Лебрюн успешно соединил "классический стиль Рафаэля с барочной пышностью Рубенса". С 1668 по 1682 гг. серия из двенадцати ковров повторялась семь раз. Прославились и другие серии, также по картонам Лебрюна, "История Людовика XIV", "Стихии, или Времена Года", "История Александра Македонского". Такого обилия шедевров декоративного искусства Франция еще не знала. Событием в искусстве мебели стали оригинальные произведения выдающегося мастера А.-Ш. Булля. Монументальные шкафы и комоды его работы с бронзовыми золочеными накладками, насыщенной по цвету и текстуре интарсией, соответствовали величию парадных дворцовых интерьеров. В XVII столетии кроме бархата и шелка в моду вошли кружева, они стали обязательной принадлежностью не только женского, но и мужского костюма. Сначала во Францию ввозились фламандские кружева и венецианский гипюр. В 1665 г. в г. Алансоне была основана мастерская, в которой местных мастериц обучали венецианские кружевницы. Вскоре алансонский гипюр стали называть "point de France" ("французский стежок"). Специальным декретом король Людовик обязал своих придворных носить только французские кружева. Они отличались особенно мелким, изысканным узором. Придворным ювелиром Людовика XIV был серебряных дел мастер К. Баллен Первый. Он создал столовые приборы и литую серебряную мебель для Версаля. Эти произведения просуществовали недолго. В 1689 г. в связи в финансовыми трудностями государства король издал "Указ против роскоши" о переплавке всех золотых и серебряных изделий на монеты. Погибло огромное количество уникальных произведений. Но денег королю все равно не хватило и указ был повторен в 1700 г. В результате нанесен огромный урон ювелирному искусству Франции, но одновременно указы способствовали подъему фаянсового произодства в Руане и Мустье. Серебряную посуду должна была заменить фаянсовая. Так возник уникальный "лучистый стиль" росписи руанских фаянсов. Конец XVII в. был также временем расцвета искусства вышивки по шелку. "Большой стиль" эпохи Короля-Солнца создал еще одну французскую традицию. Тон в искусстве стали задавать женщины. Многие оригинальные художественные идеи рождались не у трона, а в Салонах (это слово также появилось в XVII столетии), аристократических гостиных и будуарах фавориток короля: с 1661 г. м-ль де Ла-валльер, в 1668-1678 гг.- Ф. де Монтес-пан. Маркиза Франсуаза Атенаис де Мон-теспан (1641-1707) была представительницей древнейшего аристократического рода. Ее образованности, тонкому вкусу и любви к искусству обязаны своим благополучием многие художники. В 1678 г. внимание короля привлекла Мария Анжелика де Фонтанж (1661-1681). Ее влиянием объясняется появление новых моделей одежды, причесок, украшений. Так, однажды во время королевской охоты у герцогини де Фонтанж развалилась прическа и она перевязала волосы лентой. Король выразил восхищение и вскоре все придворные дамы стали носить прическу "фонтанж" ("а 1а Fontanges"). В 1684 г. после смерти королевы Людовик XIV тайно обвенчался с маркизой Франсуазой де Ментенон (1635-1719). Маркиза отличалась набожностью и с годами все больше подчинялась влиянию своих католических духовников. Через нее церковь решилась обратить Людовика на путь благочестия. Поэтому вся вторая половина царствования была окрашена суровыми тонами и проходила в атмосфере "всеобщего уныния". Считается также, что именно под влиянием набожной католички Ментенон король решился на отмену в 1685 г. Нантского эдикта. Этот эдикт, изданный Генрихом IV еще в 1598 г., гарантировал во Франции свободу вероисповедания. С его отменой значительная часть мастеров-ювелиров, чеканщиков, эмальеров, керамистов, ткачей, бывших протестантами, вынуждена была навсегда покинуть Францию. Переселившись в Германию, Англию, Голландию, Швейцарию, эти мастера внесли существенный вклад в развитие декоративного и прикладного искусства этих стран. После отмены Нантского эдикта замечается спад в художественной жизни Франции. К концу XVII в. "Большой стиль" явно исчерпал свои возможности, "золотой век" французского искусства заканчивался, чтобы уступить место камерному и слегка усталому искусству стиля Регентства начала XVIII столетия. Но именно с XVII в. в Европе начинается распространение идей Классицизма. Эти идеи смогли оформиться в интернациональный художественный стиль лишь с середины XVIII в. Для Франции, после классицистического искусства Ренессанса XVI в. и "Большого стиля" XVII в., это была уже третья волна Классицизма, поэтому художественный стиль французского искусства второй половины XVIII столетия именуется Неоклассицизмом, в то время, как в отношении других европейских стран - просто Классицизмом. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |