|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Функционализм ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В завершенном виде, но применительно к застройке города в целом, идеи архитекторов современного движения были отражены в градостроительном манифесте, принятом в 1933г. конгрессом CIAM в Афинах. Манифест вошел в историю архитектуры под названием "Афинская хартия" Его текст был написан Ле Корбюзье и основывался на результатах ранее проведенного изучения и анализа опыта планировки и застройки 33 крупнейших городов мира. Манифест послужил основой для радикального пересмотра принципов традиционного градостроительства в исторически изменившихся условиях функционирования крупных городов - резкого увеличения населения, автотранспорта и насыщения промышленными предприятиями. "Хартия" провозгласила расширение принципов функционального проектирования от здания или комплекса зданий на город в целом, исходя из его четырёх основных параметров - работа, жилище, отдых, транспорт. Соответственно градостроительство предлагалось подчинить следующим постулатам: -подчинение структуры города в целом принципу функционального членения его территории на центральную, жилую и промышленную зоны, -согласование структуры плана города с требованиями движения автотранспорта путём перехода от традиционной уличной сети к широким транспортным магистралям с минимальным числом пересечений и размещением последних преимущественно в разных уровнях; -оздоровление городского жилища согласно постулату "Хартии": "солнце, зелень, пространство" - три основных элемента градостроительства ...Солнце в доме, небесная лазурь за стёклами окон, море зелени, которое видишь перед собой, пробудившись от сна, тут же в городе".. Реализация принципов "Афинской хартии" привела к регламентации озеленения жилых территорий, отказу от замкнутой квартальной застройки с "дворами-колодцами", переходу к свободно аэрируемой открытой застройке при хорошей инсоляции жилищ при преимущественно меридиональном размещении зданий. Последнее обстоятельство способствовало в свою очередь распространению строчной системы застройки. Выше говорилось, что сложившееся к концу Х1Х в. типологическое разнообразие зданий и изменение эстетических критериев сделали неприемлемым "одевание" здания нового назначения в исторические формы. Применение классических форм к 1920-м гг. стало восприниматься как неприемлемое не только эстетически, но и этически, как искажение правды явления. Однако, отринув старый универсальный архитектурный язык, следовало создать новый, равноценный ему эстетический эквивалент, "чтобы улица не корчилась безъязыкая". Что же послужило основой новой эстетики? Главным достижением функционализма в области эстетики стало преодоление канонизированных композиционных стереотипов, ограничения свободы компоновки пространств и объёмов зданий законами симметрии, и активное внедрение не симметрии и асимметрии, характерное выявление функции во внешней структуре здания, ориентация на тектоническую трактовку несущих конструкций. Свободная компоновка объёмов зданий согласно их функции сопровождалась стремлением к простоте и геометричности каждого из объёмов при тяготении к идеальным формам куба, цилиндра, шара. Ориентируясь на широкое применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления, ранний функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций- естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон. Таким образом, ведущими эстетическими постулатами модернизма становились: - геометризм /" архитектура прямого угла"/; - антидекоративизм /" Орнамент - это преступление" - называется книга идейного предтечи модернизма - А. Лооса/; - эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления - антитеза предшествовавшему культу изделий ручного труда У. Морриса/ 1834-1896 гг./ и мастеров его круга. Весьма сдержанно относился модернизм и к введению цвета в архитектуру. Объекты раннего функционализма обычно монохромны - либо серый бетонный колорит, либо "белый, купающийся в солнечных лучах". Естественно, не все мастера модернизма разделяли эти принципы. Я. Чернихов писал в 1930 г.: "Функциональность, рациональность, целевая установка, конструктивность и целесообразность суть понятия в высшей степени необходимые в известные моменты их применения, но замена понятия красоты этими понятиями - не возможна". Ориентация на изделия заводского производства, унификацию, типизацию, эстетический потенциал сборного строительства была не случайной и определялась не только присущим ХХ в. техницизмом, но и требованиями экономической целесообразности при массовом восстановлении жилищного фонда после Первой мировой войны. Унифицированность облика и геометризм заводских изделий расценивались мастерами новой архитектуры как эстетическое средство гармонизации и обеспечения художественного единства застройки, приходящее на смену академизму. Ле Корбюзье в 1923 г. писал: "Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу...Надо создать дух серийности, стремление жить в серийных домах, проектировать дома, как серии.." Колоссальное влияние на формирование композиционных приёмов в архитектуре Современного движения оказали опубликованные Ле Корбюзье в его книге "Лучезарный город" пять принципов проектирования зданий: - на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости; - с совмещённой плоской железобетонной крышей-садом, предоставляющей жителям дополнительную рекреационную территорию; - со свободной планировкой внутренних пространств, которую обеспечивает замена внутренних стен колоннами каркаса; - с ленточными окнами, повышающими освещённость помещений; - со свободной композицией фасадов, которая достигается заменой несущей конструкции наружных стен на ненесущую, при переходе на каркасную конструктивную систему. Четкость и рецептурный характер этих композиционных положений способствовали их повсеместному распространению, и в течение нескольких десятилетий "пять принципов Ле Корбюзье" вошли в архитектурную практику не менее широко, чем "Правила пяти ордеров архитектуры" Д. Виньолы /1562 г./ за предшествующие четыре столетия. Сложилась парадоксальная ситуация: отрицая в принципе нормативность классических архитектурных форм, в реальной практике функционализм привёл к достаточно единообразной и по существу рецептурной художественной форме. Умышленное ограничение выразительных средств со временем могло бы привести эстетику этой школы к обесцениванию, либо было бы преодолено в процессе поступательного развития. Однако это не произошло. В Европе развитие функционализма было прервано экономическим кризисом, в СССР -директивной сменой эстетических установок. Формирующиеся тоталитарные режимы для укрепления своего престижа нуждались в совсем другом архитектурном языке /преимущественно неоклассицистическом/. Однако, объяснение кризиса функционализма в начале 1930-х гг. только экономическими и политическими причинами страдает неполнотой. Действительно, в искусствоведческой литературе сложилось устойчивое суждение о неоклассицизме 1930-х гг. как о стиле, присущем исключительно тоталитарным государствам, использовавшим его для самоутверждения. Это мнение справедливо только отчасти. Послевоенный авангард 20- х. гг.: внедрялся в самой демократичной отрасли архитектурной деятельности - массовом жилищном строительстве по преимуществу. Функциональные запросы и требования экономичности здесь удачно совпали с эстетическими установками авангарда на аскетичность выразительных средств и антидекоративизм. В начале 1930-х гг. возникла необходимость возведения ряда крупных общественных зданий. Абстрактные геометричные формы функционализма были в силу их малой коммуникативности мало пригодны для возведения таких зданий, имеющих ответственную идеологическую программу. Кроме того, индустриальные конструкции, на которые ориентировался модернизм, переживали стадию становления, и не обладали ещё той совершенной холодной элегантностью, которая придаёт абстрактным формам эстетические качества. Такого уровня они достигнут лишь десятилетия спустя. Поэтому модернисты проигрывают на всех международных конкурсах на крупные общественные здания независимо от политических /демократических или тоталитарных/ установок заказчиков, например, в конкурсах на Дворец Лиги Наций в Женеве или Дворец Советов в Москве. Они проигрывают мастерам, исповедующим /в умеренной степени/ традиционные ценности классицизма. В то же время неоклассицизм 1930-х гг. будет отличаться от неоклассицизма 1890-1910-х гг. существенным обобщением и упрощением классических форм, в чём безусловно сказывается влияние Современного движения. Отступление функционализма перед неоклассицизмом затянулось на 10-30 лет /в различных странах по разному/. Это позволяет сделать некоторые выводы, подводящие итоги первому этапу становления функционализма. Эстетическая оценка функционализма 20-х гг. остаётся нестабильной, резко изменяясь на протяжении десятилетий. Это отчётливо прослеживается на отношении к реконструкции жилых комплексов периода раннего функционализма. Так, в период повторного разочарования в модернизме /конец 60-х - начало 70-х гг./ построенный в 1927 г по проекту Ле Корбюзье посёлок Пуссак был полностью преображён при реконструкции: плоские крыши заменены скатными, ленточные окна замкнутыми, фасады получили многоцветный декор. Спустя десять лет в Германии при реконструкции объектов раннего функционализма имело место диаметрально противоположное - бережное отношение. Жилые комплексы В. Гропиуса, Б. Таута. Г. Хёринга были тщательно, любовно и документально точно реставрированы и реконструированы. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |