|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Постмодернизм ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принцип "декорированного сарая".Впервые общая отрицательная оценка архитектуры модернизма и обоснование
новой концепции развития зодчества после модернизма была представлена
в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Р.
Вентури в 1966 г. "Сложность и противоречия в архитектуре".
Некоторые искусствоведы сравнивают общественный и профессиональный эффект
этой публикации с успехом, выпавшим в 1923 г. на книгу Ле Корбюзье "Об
архитектуре".
Возможности плюралистического подхода.Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из крупных сооружений этого стиля - офис фирмы АТТ в Нью- Йорке (1978 г.), сооружённый по проекту экс-модерниста, затем неоклассициста (театр в Линкольновском центре в Нью-Йорке, музей в Небраске), а ныне мастера постмодернизма - Ф. К. Джонсона.Как к антитезе его пошлым модернистским холодно-элегантным сооружениям в виде строго геометричных стеклянных призм (от собственного дома до запроектированного в соавторстве с Мис ван дер Роэ небоскрёба Сигрэм-билдинг) он прибегает в офисе АТТ к изысканной, но эклектичной стилизации исторической тектоники и традиционных архитектурных форм. Офис получил классическое трёхчастное членение по высоте - на "основание", "тело" и "венчание" здания. В качестве основания фигурирует схематизированная композиция на тему флорентийской капеллы Пацци. (раннее Возрождение - арх. Ф. Брунеллески). В качестве венчания - колоссальный разорванный фронтон в духе барокко, формы которого были впоследствии заимствованы для завершений шкафов и буфетов знаменитой фирмы Чеппендейл (Х1Х в.). "Тело" сооружения в отличие от стеклянных витражей периода интернационального стиля сугубо материально: проёмность ограничена, стены облицованы серо-розовым камнем. АТТ-билдинг в Нью-Иорке стал сенсацией и программным сооружением у истоков постмодернизма. Однако последующие работы автора в постмодернизме не менее интересны. Они наглядно демонстрируют широкие возможности плюралистического подхода к творчеству, раскрепощённому от канонов модернизма. Характерны в этом отношении два примера: здание республиканского банка в Хьюстоне и комплекс "Плейт-Глас" в Питсбурге. Первый офис представляет собой уступчатый по протяженности призматический объём, причём каждый из разных по высоте уступов завершается ступенчатым готическим щипцом. К высотному объёму офиса примыкает низкий объём помещений входной группы с такими же готическим щипцами по торцам. В преднамеренное (в духе демонстративного эклектизма постмодерна) противоречие с готическими формами входит форма высокой полуциркульной входной арки главного фасада. Характерные готические детали и каменная фактура фасадов вызывают ассоциации с городской архитектурой средневековой Европы, даже не в подлинном виде, а иллюстрациях к сказкам братьев Гримм, что определило неформальное наименование здания - "пряничный домик". "Плейт-Глас" в Питсбурге запроектирован в виде комплекса сооружений с 44-х этажным центральным объёмом, окружённым существенно более низкими (6-10 этажей) призматическими зданиями. Все здания облицованы бронзированным зеркальным стеклом и имеют завершения выразительного силуэта: пониженные объёмы - зубчатые, центральный - островерхими башенками. Если в предшествующем творчестве Ф. Джонсон, как мастер функционализма, противопостовлял свои произведения окружению, то комплекс "Плейт-Глас" интересен так же как первая попытка автора в качестве постмодерниста войти в контекст окружающей среды: "В Питсбурге я сделаю сверкающее сооружение с зеркальными стенами, вписывающееся в окружение викторианской готики". Одной из характерных черт американского постмодернизма является его в известной степени игровой, театрализованный характер, а иногда и явно выраженные черты кича и бутафории. Игровое начало сказалось и на трактовке исторических архитектурных деталей. Как уже упоминалось, в композициях постмодернистов можно встретить нарочитое нарушение пропорций ордерных форм или классических канонов, например, введение портиков с нечётным числом колонн под фронтоном. Склонность к цитированию историко-архитектурных мотивов придаёт постройкам постмодернистов известную повествовательность, информативность. Не случайно одному из основателей и ведущих мастеров постмодернизма Ч. Муру принадлежит высказывание: "Дома должны, как длящаяся театральная пьеса, что-то рассказывать". Постмодернисты работают во всех архитектурных жанрах: проектировании градостроительных ансамблей, многоэтажных офисов и гостиниц, особняков. Среди градостроительных работ наибольшую известность получили Площадь Италии в Новом Орлеане Ч. Мура и Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, связывающая здания Капитолия и Белый дом, арх. Р. Вентури и Д. Рауха. В Новом Орлеане площадь компоновалась в районе проживания итальянской диаспоры, выступавшей в качестве заказчика проекта. Композиция площади имеет подчёркнуто декоративный празднично-приподнятый карнавальный характер. Замкнутое пространство площади окружено колоннадой, завершено триумфальной аркой и украшено фонтаном. Все элементы композиции выполнены в формах римского барокко. Современный, подчёркнуто игровой характер архитектуре площади придаёт металлическая облицовка колонн, цветные неоновые трубки, подчёркивающие канонические членения ордерных форм. Ордерные формы в композиции фонтана имеют только капитель и базу: канелюры ствола колонн иллюзорно формируют струи фонтана. В композиции при всей её парадности присутствует присущая постмодернизму "игра на понижение" - банальный металл и неон вместо мрамора, триумфальная арка, ведущая всего- навсего в ресторан. При проектировании Пенсильвания-авеню - "главной улицы Америки" - авторы решали противоположную выше рассмотренной задачу: архитектурную организацию обширного открытого пространства в самом центре столицы. Композиция в строго симметричных классических формах была невозможна, так как Белый дом сдвинут с оси Капитолия и расположен под углом к нему. Задача была решена путём членения однородного пространства магистрали: вдоль оси организовали приподнятую платформу для пешеходного движения, на которой по проекту разместили несимметрично две высокие стеллы, ориентирующие на Белый дом. Выше упоминалась ориентация постмодернизма на повествовательность, включение в композицию знаковых систем, надписей, схем, карт и др. Это полностью относится и к рассмотренным примерам. Так, в замощение Площади Италии вмонтированы мозаичные карты Аппенинского полуострова, Сицилии и Сардинии, а в замощении Пенсильвания-авеню мозаикой изображена историческая схема и план центра Вашингтона, созданного в своё время арх. Ланфаном. Здесь же размещены мраморные модели основных архитектурных памятников города. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |