arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Египетское искусство   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Второй шаг - монументальность, и это качество достигается столь же простыми средствами: иррациональным пропорционированием в архитектуре и контрастом масштабов разновеликих фигур, украшающих колонны и стены храмов. Египетское искусство впечатляет спокойным величием, значительностью и классической завершенностью форм. Зародившись на африканской земле, египетское искусство многое передало античности. Оно не стало классическим для истории искусства только по той причине, что выработанные египтянами способы формообразования в дальнейшем были заменены иными.
Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя "египетский стиль" имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность. Однако называть египетское искусство каноническим или условным было бы неверно, поскольку подобные определения не раскрывают его особенностей. Изображения на древних египетских фресках и рельефах действительно кажутся застылыми, скованными. На самом деле эта кажущаяся условность (в отличие от условности изобразительного искусства вообще) происходит от синкретизма, изначальной целостности художественного творчества, еще не разделенного на отдельные виды искусства. В верованиях египтян первым художником был создатель мира бог Птах (позднее его отождествляли с греческим Гермесом, покровителем искусств и ремесел).
Именно поэтому изображения в египетском искусстве не просто условны, а восходят к немногим архетипам, общим для всех видов ремесла - строительству храмов и пирамид, изготовлению амулетов и мебели, одежды, монументальной росписи и косметики, иероглифической письменности. Это основное стилистические качество создает ощущение удивительной целостности. Так архетип зеркальной симметрии повторяется в изображениях "Мирового дерева", креста анх, знака джед и мотивах растительного орнамента. Его можно видеть в лотосовидных колоннах египетских храмов, в декоре мебели, форме обелиска и "пирамидионе" - изображении камня Бен-бен, на который, по преданию, взошло солнце. Следующей важной особенностью египетского искусства является тотемизм. В отличие от религии древних греков, уподоблявших своих богов человеку, у египтян изображения животных не превращались в атрибуты божеств, а становились их ипостасями (греч. hypo-stasis - предстояние, сущность, лик) - воплощениями божества. Отсюда особая символика и многие формы, кажущиеся причудливыми.
Способом формообразования в этих случаях становится разновидность "комбинаторного формосложения", способ, позднее, в эпоху греческой классики, названный метафорой (греч. metaphor a - перенос). Характерный прием - "замена голов" в изображениях божеств и произвольное сочетание несоединимых в действительной жизни элементов. Богиня Сохмет изображается в виде женской фигуры с головой львицы, Бастет - с головой кошки, бог Хнум - с головой барана. Отдельно изображаются руки богини Нут, охватывающие змея - уробороса. Богиня неба Хатор, обычно изображаемая в виде коровы, может быть показана только рогами. Ка - частица души фараона - представляется человеческой фигурой, на голове которой еще одна пара рук соединена самым фантастическим образом. Отдельно изображаются ноги, к которым присоединяются головы животных. Тело змеи имеет голову сокола Гора. Аналогии подобным изображениям можно найти только в древнеамериканском искусстве; такие смелые метафоры редко встречаются в других исторических типах искусства. Особенная египетская символика, осуществленная восхождением от отдельных природных форм к божественному целому, сравнима с византийским апофатизмом, но способ формообразования здесь иной, чем тот, который был позднее сформирован эллинистической традицией.
Канон египетского искусства складывался в течение длительного времени. Рисунки на остраках (черепках, плитках) додинастического периода и времени IV династии Древнего Царства показывают полное отсутствие какого-либо канона и непосредственность рисования с натуры. В мастабах (ранние формы гробниц) I династии в Саккара обнаружены "скульптуры", которые свидетельствуют о прохождении египетским искусством стадии "натурального макета". Как и в древней Месопотамии, в них используется соединение "макета" головы быка с вставленными в него настоящими рогами. От стадии "натурального макета" осуществляется постепенный переход к поиску оптимальных способов симультанного изображения - наилучшего показа одновременных проекций формы с разных точек зрения на плоскость. Даже в относительно поздний период, в настенных росписях Фив времени XVIII династии Нового Царства (ок. 1200 г. до н.э.), фигуры людей и животных изображаются произвольно, в разных сочетаниях фронтальных и профильных проекций, без определенной системы. Головы чаще показываются в профиль, плечевой пояс - то в фас, то в ракурсе. Рядом располагаются натуральные и абстрагированные формы, встречаются "плавающие, кочующие" детали, не имеющие определенного значения в композиции. Отсутствует ясный принцип пространственной взаимосвязи различных частей изображения. Но гораздо ранее, в рельефах палетки фараона Нармера I династии (ок. 3000 г. до н.э.), ясно прослеживается канон: разномасштабность фигур в зависимости от их иерархии, поясное расположение, показ головы и ног фигур в профиль, плечевого пояса в фас. Причем этот канон (греч. kanon - правило, закон) распространяется в палетке Нармера на изображение фараона, но не на пленных рабов. Это правило, сохранявшееся и далее, говорит о том, что канон - понятие не художественное, а идеологическое (само слово появляется только в позднюю эпоху, в текстах храма Гора в Эдфу; I в. до н. э.).
Канон устанавливает связь выработанных историей искусства способов и приемов изображения с предписываемым извне содержанием, официальной иконографией, нормативной эстетикой, требованиями культа. Канон существует в системе правил и предписаний, он консервирует, останавливает развитие художественного мышления. Творческий метод и стиль, напротив, развиваются. Вот почему египетское искусство нельзя называть каноническим. Оно развивалось медленно, но не по канонам. Примечательно, что в переходные периоды между эпохами Древнего, Среднего и Нового царств, времени ослабления централизованной власти каноны исчезали, но художественные традиции сохранялись. В результате появлялось ощущение незавершенности, переходности стиля. В период Амарны канон был отвергнут совсем. В эпоху Древнего Царства столицей объединенного Верхнего и Нижнего Египта стал город Мемфис в начале дельты Нила.
С эпохой фараонов III-IV династий Древнего Царства связано строительство гигантских пирамид - единственного из "Семи чудес света", сохранившегося до нашего времени. Этот факт говорит об их прочности и совершенстве. Пирамида, имеющая в основании правильный квадрат,- уникальная в истории архитектуры форма, в которой понятия конструкции (геометрической основы) и композиции (образной целостности) оказываются тождественными. Это вершина искусства геометрического стиля и вместе с этим - идеальное воплощение египетского канона. Простота и ясность формы пирамиды выводят ее из исторического времени. Именно так следовало бы прочесть крылатую фразу: "Все на свете боится времени, а время боится пирамид". Известно, что классическая форма пирамиды сложилась не сразу. Одна из ранних пирамид фараона Джосера в Саккара (III династия, ок. 2750 г. до н.э.), возведенная зодчим Имхотепом по расчетам Хеси-Ра, имеет ступенчатую форму, как бы составленную из семи мастаб, и прямоугольное основание. От ступенчатой формы отошел фараон IV династии Снофру, отец Хуфу, строителя самой высокой и знаменитой пирамиды. Снофру строил две пирамиды в Дашуре. Третья строилась в Медуме - она была начата раньше, но при Снофру переделана из ступенчатой в правильную. Длительное время большие пирамиды считались гробницами фараонов. В их "погребальных камерах" действительно находили пустые саркофаги, но ни в одной из них не было мумии фараона, надписей, свидетельств того, что это гробницы.
Между тем в других скальных и подземных гробницах такие надписи присутствуют во множестве - с подробной титулатурой фараонов, текстами из "Книги мертвых". Внутри больших пирамид в Гйзе, севернее Мемфиса и Саккара, можно найти множество надписей - граффити, но это обычные пометки строителей, такие делаются и сейчас, чтобы было ясно, какой камень куда ставить. Ни одного имени фараона! На вопрос, зачем нужны были столь огромные "гробницы", в археологии только в последние годы появляются аргументированные ответы. Самая большая пирамида - фараона Хуфу (ок. 2700 г. до н.э.), египтяне называли ее "Ахет Хуфу" ("горизонт Хуфу"; греч. Хеопс) - сложена из 2 млн. 300 тыс. каменных глыб, от 2,5 до 15 тонн каждая. Сторона основания "великой пирамиды" - 230,3 м, высота - 147 м (теперь из-за утраченной вершины и облицовки - 137м). Внутри пирамиды свободно разместятся собор Св. Петра в Риме (самый большой в мире), собор Св. Павла в Лондоне и собор Св. Стефана в Вене. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, только для строительства дороги, по которой перетаскивали каменные глыбы к строительной площадке, потребовалось десять лет, а саму пирамиду возводили двадцать лет. Но рассказы о том, что на строительстве трудились исключительно рабы, не подтверждаются фактами.
В 820 г. по приказу сына легендарного Гаруна-аль-Рашида халифа Мамуна воины в течение нескольких недель пробивали в пирамиде отверстие (вход, обычно располагавшийся с северной стороны, был тщательно замаскирован). Проникнув внутрь, они обнаружили пустой саркофаг без крышки. Такой же кенотаф найден в подземелье разрушенной пирамиды рядом с пирамидой Джосера. Одна из гипотез, которая называется "солнечной", предполагает символический смысл этих сооружений. В Каирском музее хранятся "пирамидионы", камни, находившиеся на вершинах пирамид и олицетворявшие Солнце. Такие же пирамидальные формы венчают обелиски, связанные с культом Солнца. Облицовка пирамид в древности была отполирована и сверкала как зеркало, отражая солнечные лучи. Так называемые вентиляционные шахты, наклонные каналы внутри пирамиды Хуфу, имеют астрономическую ориентацию. Одна направлена на пояс Ориона, связывавшийся с культом Осириса, другая - на Сириус, звезду богини Исиды. Три большие пирамиды - Хуфу, Хафра и Менкаура - ориентированы по сторонам света и расположены на одной диагональной оси. Общее число открытых пирамид - 67, все они возведены недалеко друг от друга и не на самом удачном, со строительной точки зрения, месте - на краю каменистого плато (в отдельных случаях приходилось укреплять его специальными стенками). Но зато "карта" пирамид в точности повторяет карту звездного неба. Семь ступеней пирамиды Джосера соответствуют семи известным египтянам планетам и семи символическим ступеням человеческой жизни в загробном мире. Подобно вавилонским зиккуратам, они раскрашивались в разные цвета. Верхняя ступень была позолочена. В "Текстах пирамид" эти сооружения именуются "горами звездных богов".
Форма пирамиды - идеальная геометрическая абстракция, символ вечности, абсолютного покоя. Это не архитектура и тем более не емкость для хранения тела. Выразительность пирамиды - в ее внешней форме, не согласующейся ни с какой утилитарной функцией, но родственной многим другим символическим постройкам Древнего Мира. Существует версия об использовании пирамид для Мистерий Посвященных и в качестве аккумуляторов космической энергии, объясняющая биомагнитные свойства, воздействующие на психику человека, находящегося внутри. Многие функции пирамид связаны с использованием свойств симметрии и иррациональных отношений величин. Вокруг пирамид было множество других построек - храмов, мастаб, аллей сфинксов, образующих целый город.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz